Арабы до ислама

 

         Южные арабы, известные своим богатством, уже пережили время своего расцвета, когда родился Муххамад (около 570г.н.э.). Старый политеизм в это время сменили иудейские и христианские общины. Собственно Аравия была еще областью, где были распространены типично примитивные религии, признававшие объектами поклонения многочисленные святыни различных племен: деревья, гроты и камни считались священными и наделенными особой силой. Общесемитский культ камня имел свой центр в Мекке, где находился в юго-западном углу Каабы черный камень, цель ежегодного паломничества. Эти паломничества, совершаемые в определенное время, приносили торговому городу Мекке экономическую выгоду за счет рынков и ярморок. Здесь под защитой священных месяцев, когда были запрещены бои и убийства, собирались представители всех арабских племен. Вокруг Каабы проводились соревнования по бегу, которые совершались в определенной одежде.

         Сама по себе жизнь арабов того времени (в исламе этот период называют гахилия "невежество") в малой степени определялась религиозными идеями. Арабская литература на исходе 6 в. не позволяет сделать вывод о глубоких религиозных чувствах. Гораздо больше она прославляла добродетели бедуинов: смелость, безграничное гостеприимство, месть. Собственно эротический момент по отношению ко всему этому отошел на задний план. Женщины рода сочиняли плачи по погибшим; жрецы в святынях излагали свои предсказания в виде темной рифмованной прозы. Уже в то время арабский язык был удивительно развит: в его поэтическом литературном языке, общем для всех племен, были заложены основы литературных языков всех семитских народов. Почти неиссякаемое богатство лексики соединялось с внешней синтаксической простотой, уже тогда был создан целый ряд искуссных стихотворных форм. Совершенство доисламской арабской поэзии вряд ли повторимо когда бы то ни было. Язык с его почти безграничными возможностяитбыл для ислама, наверное, самым ценным, что мог взять ислам у его арабской родины. В древней арабской поэзии часто речь идет остранствующих монахах, о свете в пещере еремита, что указывает на явно христианские мотивы. Арабы жили в сферах влияния Восточноримской империи и Персии, что делало возможным контакт с якобитами и несторианами. Закрытых христианских колоний, по-видимому, не было в сАравии. Иудейские общины были недалеко от Медины. Цари Сабы в южной Аравии в 500 г. перешли в иудаизм. В некоторых местах были те, кто неудовлетворенный господствующей бессодержательной религией искал более высокие формы веры. Арабы называли их ханифами (hanif).  В центре их интерессов была вера в высшего бога - Аллаха (Allah), который уже существовал в Аравии. Возможно, на углубление их религиозности повлияли контакты с христианами и иудеями. Возможно, Аравия на стыке 6 и 7 веков стала бы христианской, если бы не пришел Мухаммед.

 

Мухаммед

 

         Муххамад родился в 570 г. в Мекке как член рода Хасим. Он очень рано потерял своих родителей и воспитывался у своего дяди Абу Талиба. Как и большинство его земляков, он посвятил себя торговле. Вскоре он женился на много старшей его богатой Хадиджи, родившей ему четырех дочерей. Тот факт, что до смерти Хадиджи (ему самому было огда около 50 лет) не женился на другой женщине, говорит против обвинения его в излишней чувственности, выдвигаемого против него из-за его многочисленных браков после смерти Хадиджи.

В возрасте около 40 лет Мухаммед в пещере у горы Хира, где он часто уединялся, впервые пережил видения. Он проникся убеждением, что ему выпало на долю божественное предназначение. В 96-й суре Корана закреплено его предназначение "читай, рассказывай". Хадиджа осталась верной своему мужу в период кризиса, который вызвали у него эти переживания. Коран переводится как прочитанное.

         Одной идеей проникнуты первые пророчества Мухаммеда - приближающийся последний суд. В торопливых коротких строках рифмованной прозыв нахлынувших друг на друга образах провозглашается, что настанет час, день расплаты, воскресения. Близок уже этот час, вскоре постучится он к нам в дверь и люди, погруженные в свои земные дела, забывшие бога, не подозревающие о своих грехах, испугаются и предстанут перед богом. В день суда произойдет природная катастрофа - землетрясение, пожар, затмение солнца. Наиболее страшно об этом говорит 81-я сура:

         "Когда солнце будет скручено,

          и когда звезды облетят,

          и когда горы сдвинутся< с мест,

          и когда десять месяцев беременные верблюдицы будут без присмотра,

          и когда животные соберутся,

          и когда моря перельются,

          и когда души соединятся,

          и когда зарытая живьем будет спрошена,

          за какой грех она была убита,

          и когда свитки развернутся,

          и когда небо будет сдернуто,

          и когда ад будет разожжен,

          и когда рай будет приближен. -

          узнает душа, что она приготовила."

 

В этот час Изрифил протрубит в свою трубу, мертвые воскреснут телом и спросят в замешательстве о своей судьбе. Надо будут пройти через испытания, пока неверующих не выволокут за волосы и за ноги. В описании наказаний ада Коран не достигает не знающей меры фантазии христианксих апокалиптиков. Только позже народная набожность дополнила изображения всякого рода наказаний, пыток огнем и кипятком, ядовитых деревьев, телесных мучений. Но Мухаммед не только угрожает и предостерегает, он предвещает радостную весть: праведники, жившие в соответствии с законами бога, войдут в рай, гле в прозладных цветущих садах текут ручьи, полные молока и меда, и там их ожидают девственницы, жаждущие любви. Женщины и дети тоже могут получить райскую благодать. В изображениях рая, особенно подвергавшимся нападкам со стороны христиан, участвовавших в полемике, Коран ненамного превосходит красочность проповедей восточной церкви.

         Предсказания Мухаммеда были восприняты практически думающими купцами как несерьезные. Телесное воскрешение они считали невероятным и смешным. Тогда пророк пытался еще раз показать возможность такого воскрешения: во-первых, для бога, сотворившего мир из ничего, несложно вновь соединить уже имеющиеся части; во-вторых, оживление после дождя мертвой пустыни является символом возобновления жизни в человеке; и наконец, человеческое зачатие может быть примером творящей силы бога. Что же касается Страшного суда, то беды, случившиеся с грешными народами в древности, могут служить доказательством наказаний Страшного суда за грехи: в откровениях второго мекканского периода было много связано с историей тех народов, которые предали своих пророков и потому сами обусловили свое уничтожение.

         Из взаимосвязи творения и суда обязательно вытекает идея, что творцом и главным судьей может быть  только одна и та же личность: вера в единого бога, без других богов стоит с самого начала в центре откровения. В 112-й суре говорится:

         "Скажи: "Он - Аллах - един,

          Аллах, вечный;

          не родил и не был рожден,

          и не был Ему равным ни один!"

Эта сура, которую сейчас приводят в спорах против христианского триединства, вероятно, вначале была направлена против арабских представлений о "дочерях Аллаха".

         Долг человека - отдавать себя всем сердцем, всей душой этому единственному богу, всемогущему, бодросердечному,  сотрадающему (каким он изображается в начале каждой главы Корана и в начале каждого его нового дела). Слово "ислам" подразумевает полную отдачу себя воле бога, и тот, кто проявляет такую самоотдачу, тот и есть мусульманин (обозначение Мухаммеданы употребляют редко, так как оно по мусульманским воззрениям является неправильной параллелью к тому, как себя обозначают христиане). Мусульманин, признающий единого бога творцом и судией, сознает это. Он верит в свои книги (Тора, Псалтырь, Евангелие, Коран), в своих пророков (начиная с Адама, потом патриархи, Моисей, Иисус и многие другие и, наконец, Мухаммед), в своих ангелов и в день Страшного суда. Он, сознавая ощутимое повсюду присутствие бога, ведет свою жизнь в соответствии с заповедями бога - выполлнение культового долга, милосердие и справедливость являются в проповеди Мухаммеда требованиями бога.Но людям, погрязшим в своем богатстве, не выполняющим свой религиозный долг грозят наказания бога.

         Мухаммед ощущал себя пророком арабов, которых он должен был предостеречь от неправедности, как народов до арабов предостерегали их пророки. Но только небольшая группа последователей, в основно из низших слоев, последовала за ним. Под давлением обстоятельств часть из них перешла в христианскую Абассинию. Положение в Мекке обострилось, когда Мухаммед в 619 г. потерял свою жену и поддерживавшекго его дядю Абу Талиба. В конце концов появились новые возможности: в 621г. с севера из Ясриба пришли люди, воспринявшие послание пророка, а год спустя и сам Мухаммед вместе со своими сторонниками направился в Ясриб, получивший с тех пор имя Медина ("город" пророка).

         С момента этого переселения (хиджры) мусульмане ведут свое летоисчисление, потому что именно это время - решающий этап в развитии основной идеи Мухаммеда. До сих пор он счиатл себя продолжателем великих пророческих религий - иудаизма и христианства - и был убекжден, что проповедует то же, чему учат эти религии. Библейские рассказы отразились в Коране: так, 12-я сура рассказывает историю Иосифа (в Коране: Иисуф - прим. пер.) и его жены Потифары. Но иудеи отвергли содержащееся в Коране неполное изложение. Это привело Мухаммеда к убеждению, что истории , рассказываемые иудеями, подделаны. Истины только слова его откровения. Его вера в основе своей древнее, чем вера иудеев: это есть чистая вера Авраама, который через Измаил считается праотцом арабов и которому приписывают основание центральной святыни в Мекке. Чистый монотеизм, который представлял Авраам в противоположность древней религии звезд, был потом извращен иудеями и христианами, должен был возродиться вновь в исламе. В следствие этого познания Мухаммед изменил направление молитвы: раньше молились в сторону Иерусалима, теперь - в сторону Мекки. Таким образом, обращение в веру своего родного города Мухаммед сделал своей целью. Через восемь лет после того, как он покинул Мекку, Мухаммед вернулся туда обратно с триумфом. Этому предшестовали неббольшие стычки, с которых хорошо организованные мусульмане, будучи в меньшинстве, победили мекканов. Мекка дружелюбно приняла своего великого сына, и он тоже проявил мягкость. В 632г. после завершения своего паломничества Мухаммед умер в доме своей любимой жены, молодой Айши, отец которой Абу Бакр был избран его первым перемником.

         Откровения последних лет жизни Мухаммеда очень разнообразны по стилю, рифмованная проза еще менее ясна. Сохраняются эсхатологические мотивы. Большое внимание уделяется вопросам культа и институтов. Вся жизнь Мухаммеда пропитана религией, в ней нет разделения на светскую и религиозную, в ней вообще нет профаных действий: каждое произведение начинается словами "Во имя бога" и создается в сознании своей ответственности перед богом. Человек находится непосредственно перед богом, священников не существует.

 

 

         Смерть пророка поставила перед молодой общиной сложные проблемы. Институт пророков был завершен. Откровения Мухаммеда были откровениями последнего пророка. Ему преемнику, "халифу", остались функции управления общиной  во время молитви воь ремя военных действий.

        

 

Коран и его учение

 

         Самой важной основой религии ислама является Коран. Коран для верующего мусульманина - это не слово пророка, неискаженное слово бога, которое только с помощью Муххамада как инструмента стало воспринимаемо на ясном арабском языке. Пра-Коран, спрятанный на небе на дощечке, хорошо сохраняющей его, проявил себя только однажды в этой книге, прикасаться к которой можно только ритуально чистым людям. Читать его вслух - это самое возвышающее душу занятие, даже если человек, как это бывает у большинства не-арабов, не понимает слов. Потому что когда речь идет о слове божьем в высшем смысле, ни один мусульманин не считает возможным перевести Коран на какой-либо другой язык. Новый английский перевод называется "The Meaning of the Glorious Koran" ("Значения славного Корана"), потому что он только передает смысл. Стиль Корана в исламском понимании неподражаем и не только сверхчеловечески привлекателен и решает все проблемы, но и в порядоке  его стихов, его букв скрыты неожиданные тайны бога. Гете сказал: "Стиль Коьрана в отношении содержания и цели строг, велик, страшен в некоторых местах действительно выдающийся". В особенности это относится к наиболее древним текстам откровения. Но сегодняшний порядок не хронолигический. Когда священные тексты при халифе Османе были собраны, их упорядочили в зависимости от длины текста в порядке убывания (главы назвали сурами). Тогда короткие самые древние предупреждения о Страшном суде попали в конец Корана. Только как введение была выбрана короткая молитва фатиха (fatiha) "открывающая" , которую чаще свего читают.        Во имя Аллаха милостдивого, милосердечного!

         Хвала - Аллаху, Господу миров

         милостливому, милосердечному,

         царю в день суда!

         Тебе мы поклоняемся и просим помочь!

         Веди нас по дороге прямой,

         по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, -

         не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших.

 

         После суры признания единства (112) помещены две заключительные формулы-молитвы, в которых умоляют о защите от злых людей и духов. Все 114 сур имеют короткие заголовки ("Корова", "Звезда", "Мчащиеся" и т.д.), которые не являются исконными. Перед прочтением каждой суры или отдельных стихов необходимо произнести защитную формулу и басмалу ("Во имя бога милостливого, милосердечного".  Фатиха и ряд других коротких сур читаются ежедневно.

 

         Единственный стих Корана называется аят (ayat) "знамение", потому что Мухаммед считал эти стихи божественным предзнаменованием, когда его противники требовали от него чуда. Отдельные стихи повторяются в более поздних откровениях, но несмотря на это остались в Коране, из-за чего возникают определенные противоречия.

         Положение человека многократно описывается в Коране: с одной стороны, он выше всех духов: бог приказал в день творения ангелам склониться перед Адамом, потому что он хотел сделать его своим наместником на земле. Сатана, который медлил, был за это нисторгнут. Первый грех человека не передается всем людям (в отличие от христианского учения о наследственной греховности), человек добр по природе и изменяется только под влиянием окружения. Абсолютная связь человека с богом выражена в прекрасных словах 7-й суры: перед сотворением мира, в пра-вечности, извлек бог людей из спины еще не сотворенного Адама, помедлил мгновение и спросил их: "Разве не Господь ваш Я?" Они ответили: "Да, мы свидетельствуем..." (7,171). Этим актом все человечество выразило свое послушание приказам бога и заранее приняло его советы. Этот стих стал любимой темой мистической медитации и поэзии.

         Коран, более поздние части которого содержат некоторые земные приказы, предписания об организации обыденной жизни и государственного порядка, был в течении столетий предметом всевозможного изучения. Из исследований его языка развились грамматика и риторика, вера в его принципиальную непереводимость побудили принявших ислам не-арабов изучать арабский язык или, по крайней мере, арабскую письменность.

Мальчиков с хорошим голосом в раннем возрасте посылают в мечети, чтобы они учили священную книгу наизусть. Чтобы наглядно подчеркнуть святость слова бога, Коран вы ставляют или вывешивают в доме на самом высоком месте, так что над ним уже не может располагаться ни одна другая книга.

         Для верующих основными считаются пять обязанностей, первая из которых - осознание своей веры - является необхордимым условием для остальных. Тот, кто публично произносит формулу "la ilaha illa'llah, Muhammad rasul Allah" ("Нет другого бога, кроме Бога, Мухаммед - посланник божий"), принимает ислам. Это credo ("я верую") не находится в такой форме в Коране, там есть этот смысл. Более подробное кредо развилось в течение первых столетий, чтобы оградить ислам от других религий, угрожавший извне поглотить ислам. В это кредо была включена вера в предшествовавших Мухаммеду пророков: он был последним из них, он заключал их пророчества, и потому его пророчество было откорректированным, более правильным изложением предшествующих. Он сам считал себя только "рабом, которому явилось откровение". Но из толкований отдельных чудес в Коране (его ночное путешествие по небу, раскол луны) был создан целый венок легенд, которые объявляли пророка "совершенным человеком" (insan kamil), целью и смыслом творения. Толчок к такому развитию был дан потсоянным повторением его имени в признании веры рядом с именем бога.

         Наряду с признанием веры столпами ислама являются молитва долга, помощь нищим, пост в месяце рамадан и паломничество в Мекку.

         Подаяния нищим (zakat) - строго определенный "налог", отдаваемый в общину. Потом эти деньги используют для помощи бедным и нуждающимся и для уплаты налогов (Коран 9,60), для тех, кому надо укрепить свое религиозное усердие, для рабов, которые хотели сами себя выкупить, для должников, которые страдают в нужде из-за долгов, сделанных ради хорошего дела, и fi sabil Allah "на пути господнем", т.е. для различных целей, в особенности для помощи оказавшимся в нужде паломникам. Zakat в его правильном исполнении, т.е. справедливом налогоодложении богатых и заботой о бедных, является защитой против капитализма и коммунизма, что признают не только современные исламские мыслители (Мухаммед Икбал), но и ученые-христиане.

         Пост является сегодня самым строгим долгом верующего, хотя он, может быть, труднее всего выполним. В течение всего рамадана, 9-й месяц исламского лунного года, стстоящего из 354 дней, от восхода солнца до его заката нельзя ничего есть, пить, курить, наслаждаться благовониями, вступать в половую связь. Намерение поститься всякий раз долджно быть повторено до восхода солнца. Паломники, старики, беременые, младенцы и больные не обязательно должны поститься, но потом они должны нагнать это или совершить какой-либо праведный поступок взамен (например, накормить бедных). Так как рамадан выпадает на разные времена года, особое напряжение связано с постом в летнее вренмя, так как в очень жаркое время не разрешено пить ни капли воды за день. После захода солнца пост кончается обычно исполняется молитва таравих (tarawih), состоящая из 33 ракат (rakah) (комплекс религиозных формул и положений тела, являющихся элементом мусульманской молитвы - прим.пер.). До наступления утренней зари обычно обычно устраивают один прием пищи. В Турции ногие, кто не читает молитв, соблюдают пост или, по крайней ммере, стараются несколько дней ничего не есть, особенно в день накануне лайлат аль-кадр (lailat al-qadr) "ночь решения судьбы, ночь могущества". Это последняя из пяти нечетных ночей, обычно 27-го рамадан. В эту ночь впервые было откровение Корана. Праздник окончания поста с появлением новой луны это праздник, которого всегда с нетерпением ждут в народе, во время которого все вновь украшается.

         Паломничество в Мекку было перенято из древнеарабских верований. Оно, как и пост, привязано к определенному времени и обычно совершается в последний месяц лунного года. Паломники на определенном расстоянии от Мекки одевают два несшитых платка. Одним из обязательно выполняемых ритуалов является отдых на холме Арафат, обход вокруг Каабы, семикратный быстрый бег между холмами Сафа и Марва и др. На десятый день месяца каждый паломник закалывает овцу (оставшиеся дома тоже делают это) и может вернуться из состояния посвящения, в котором ему запрещалось обрезать волосы, охотиться, вести бои и общаться с женщинами, в обычное состояние. Паломничество выполняют только тогда, когда верующий здоров и паломничество не будет обременительным для его семьи и он не наделает из-за него долгов. Это признак реалистичности ислама. Несомненно, встреча мусульман из самых разных стран в Мекке, совместное богослужение у центральной святыни в значительной степени укрепляет дух единства всех мусульман.

         Самым важным в обыденной жизни является каноническая молитва (салат, перс.-турец. намаз), которая более всего характеризует внешие представления об исламском мире. Мусульмане говорят: "На пути от веры к неверию находится отказ от канонической молитвы". Она произносится пять раз в день, время молитвы - час до восхлда солнца, обед, поеслеобеденное время, после захода солнца и в полночь. В Коране не задано необходимое число обязательных молитв, но уже в то время было распространено правило молиться пять раз в день, что было связано с ночным путешествием Мухаммеда по небу. Коран подчеркивает важность ночной молитвы, которая в то же время не является обязательной. Каждая молитва начинается формулированием намерений (ниджа), например, совершить вечернюю млитву. Ракат состоит из следующих частей: встают прямо, произносят слова "Аллах велик" (Allahu akbar), произносят фатиху, сгибают верхнюю часть тела, снова выпрямляются, падают ниц, приподнимаются, снова падают ниц. В конце молитвы, которая состоит из определенного числа ракат (например, утренняя молитва из 4, ночная - из 2; все вместе за день содержат 17 ракат), молящийся сидя на коленях произносит признание веры, благословление пророкам и всем верующим, а также говорит о своеи намерении закончить молитву. Молитву можно удлинить за счет дополнительных ракат.

         На молитву созывают с минерата мечети. Призыв исполняется протяжно, его основной частью является признание веры. Сегодня часто используют громкоговорители. Как только раздается призыв, верующий начинает мытье. Он может совершать молитву один в любом чистом месте или вместе с общиной в мечети. Но непременным условием является абсолютная чистота места молитвы. После любого, даже небольшого загрязнения (выхожящие из тела твердые, жидкие и газообразные вещества, сон и бессилие), необходимо небольшое очищение, во время которого лицо и верхняя часть туловища, руки до локтей, ноги до косточек омывается чистой текущей водой, к которой еще никто не притрагивался. Правила омовения, четко сформулированные с течением времени, точно соблюдаются от втягивания воды в нос до положения пальцев при очищении ушей. Если верующий между молитвами не претерпел ни одно из названных загрязнений, ему не нужно заниматься омовением. Посел больших загрязнений (половое общение, месячные у женщин, роды) требуется полное омовение, во время которого, начиная от волос, все тело без исключения должно быть омыто водой. Только после этого можно совершать молитву, дотрагиваться до Корана. Есть священный обычай перед молитвой в пятницу, которая должна быть произнесена в обед вместе с общиной в мечети, произносится короткая проповедь. Перед этой молитвой всегда верующий должен проделать полное омовение, даже если он не подвергалася описанным выше загрязнениям.

         Пятикратная ежедневная молитва оценивается в Коране как акт смирения и поклонения. В конце верующий может выразить свои личные просьбы. Во время путешествий молитва сокращается. Во время солнечных и лунных затмений, просьб о дожде и в некоторых других случаях произносится молитва, состоящая из 2 ракат.

         Вера в очищающую силу молитвы велика. Она сравнивается с потоком воды, пять раз в день смывающис грехи с человека. Точное соблюдение времени молитвы и равенство во время молитвы всех верующих независимо от их сословной принадлежности является воспитательным средством для развития точности, чистоплотности и простоты вхождения в общество. Во время молитвы верующий должен быть полностью погружен в нее. Полная отрешенность молящегося мусульманина от внешнего мира показывает, пожалуй, сильнее всего, откуда черпает ислам свои жизненные силы.

Уже во времена Мухаммеда для молитв сооружали просторные мечети (араб. masgid "место поклонения"). Большие мечети, где по пятницам читают проповедь и которые исконно были по одной в каждом поселении, называются джами (gami "собрание"). Мечети были во все времена и во всех странах прекрасными памятниками исламского искусства. Лес колонн Великой мечети в Кордове (929), Великая мечеть в Самарии, временная резиденция Аббасидов, разделенная на 25 нефов, она могла вместить 100 000 человек, - все это классические примеры огромных мечетей. В связи с идущим с востока типом теологической школы позже на место просторного помещения с колоннами приходит  закрытый зал. Фасады становятся монументальными. Мощные ворота, украшенные сталактитами, характерны для турецко-персидской области, включая Египет в эпоху Мамлюков и части Индии. Свое последовательное завершение мечеть как архитектурная постройка нашла в мечети с центральбными куполом в эпоху Османской империи. Этот тип развился из четырех- и двукупольных мечетей и вступил в конкуренцию с собором святой Софии в Истамбуле и Адрионополе. Расположение полукуполов уступами и остро устремленные вверх минареты - в отличие от мечетей, в основе которых лежит куб или полукруг. Минареты чередеуются по форме: сначала квадратный древний сирийский и западноисламский тип, потом спиралевидный минарет 50 м высотой мечети в Самарии (850), беспокойный украшенный богатой резьбой минарет эпохи мамлюков и персидский круглый минарет в виде дымовой трубы часто с богатой мозаикой из кирпичной кладки и, наконец, более тяжелые индийские минареты и выделяющиеся на фоне ландшафта минареты в Индокитае и Восточной Азии.

         Внутреннее устройство мечетей очень простое: во дворе находится фонтан для омовений; направление на Мекку показано в виде маленькой ниши в стене мечети (михраб). Она может быть из дерева, фаянса (в особенности довольно плоские сельджукские михрабы), камня или мрамора и обычно вокруг нее располагаются стихи Корана, искускно выполненные на специальных табличках. Мотив этой ниши повторяется на молельных ковриках, которые в течение многих столетий плетут в Персии и Турции во все новых вариациях этого основного мотива.  Рядом с нишей находится минбар, нечто вроде кафедры для проповедей, известная уже со времени жизни пророков. Проповедник проходит через маленькую закрытую дверь и поднимается по узкой лестнице на кафедру. Минбар - это часто искусно выполненная резьба по дереву. Вырезанный пульт для Корана, иногда мерцающие стеклянные лампы, в больших мечетях огороженное место для предводителя молитвы - вот и все внутреннее устойство мечети. В мечети нет украшений в виде изображений бога или пророков, только надписи и бесконечные растительные или геометрические орнаменты - это единственные украшения.

        

         Коран - это основа для всей исламской жизни, начиная с проблем религиозного долга и кончая вопросами высокого искусства. Конечно, с течением времени развилась обширная наука комментариев Корана.

        

         Необхлодимость бороться с немусульманами, привела к разделению мира на дар аль-Ислам, т.е. исламская область, и дар аль-Харб, т.е. область войны, страны, находящиеся пока не под исламским господством. Если какая-либо местность сдавалась без борьбы, то жители могли оставаться владельцами своей земли и платить дань. Если же ее завоевывали в результате войны, то она становилась собственностью победителей.