ХАМАРТИОЛОГИЯ БЛ. АВГУСТИНА. (ИСПОВЕДЬ)


Августин «Исповедь»- идея его заключается в том, что это очень маленькое и притягательное. Опасность феномена в том, что он не различим.

Грех- отклонение от блага. Мы можем стремиться к благу, но обязательно наша воля отклониться. У Августина это всё игра нашей воли с нами. Он в детстве украл груши у соседа, приходит к выводу, что груши были не нужны, а что хотел украсть.  Сначала полюбил воровать, а потом понял что в этом в плюс. 

В Карфагене начал испытывать чувство любви  к девушкам.

«Любил любить- не любил». 

Августин про профессии ритор(риторика- построение речи для усиления воздействия на слушателя, для этого нужно отклониться от того, что называется нормой высказывания.  Есть одно нормальное высказывание в любви: Я люблю Тебя!- совершенно правильное высказывание. Создадим риторическую фигуру. Повтор, когда нам часто что-то повторяют: Я люблю, люблю тебя»- содержит момент отрицания этого.  Чем больше повторяем, тем более сексуальный момент нарастает. Оно погружается, я разрывается. Ему то что-то нравится, то наоборот. Мечущийся характер приобретает. Цель греха- разорвать я. 

Грех гордыни, вначале человек предпочел себя другому, потом решил иметь власть над другим. Я не ценю его, потому что слишком высоко ценю себя. 

Титаны эпохи возрождения, которые хотели нарисовать картины мира лучшего того, что создал бог. Эпоха гениев и злодеев.

Он говорит: зла не существует. Зло- отсутствие добра. Чем меньше добра, тем больше зла. Пока яблоко без трещины, в нем нет зла. Трещины без яблока не может быть.

С этим не согласился Лютер.  



Августин Блаженный (354-430 гг) – в контексте религиозного философствования осуществил процесс самопознания. Показал сложность жизни души.

БИОГРАФИЯ. Августин происходил из небогатой провинциальной семьи и в молодости испытал влияние матери-христианки, но долгое время сохранял религиозную индифферентность. Получив образование в Мадавре и Карфагене, избрал карьеру профессионального ритора (с 374). В конце 370-х гг. пережил увлечение манихейством, а в начале 380-х – скептицизмом. В 383 переехал в Рим, но вскоре получил место ритора в Милане, где познакомился с еп. Амвросием и начал изучать сочинения неоплатоников и послания ап. Павла. Весной 387 принял крещение. В 388 вернулся в Сев. Африку: с 391 – пресвитер, а с 395 вплоть до смерти  –  епископ г. Гиппон Регий.

 

Дал трехчленное деление души (память, интеллект, воля). Ввел положение «Я мыслю, следовательно я есть». Один из основателей патристики.

«Великая бездна – сам человек легче сосчитать волосы его, чем все чувства и действия души».

Первым указал на исключительную сложность внутреннего мира человека.

Написал много трудов, в том числе «Исповедь», где описал историю своей жизни, в том числе то, как он выбирал между язычеством и христианством. Указывает на то, что мировоззрение человека вырабатывается им, а не получается просто так. Для этого нужна большая душевная работа. Чтобы относиться к чему-то сознательно, нужно работать над выработкой мировоззрения. Он также описывает постыдные своим поступки, пытался проникнуть в мотивы этих поступков, также рассказал, как решал внутренние конфликты, как боролся с самим собой.

Считал, что этот труд должен показать путь развития человека как превращения жизни из плохой в хорошую, из хорошей в лучшей, из лучшей в наилучшую.

 

Цель этого труда – не рефлексия. Целью Августина является богопознание, он хочет найти бога в себе и в своей душе. Но чтобы это было возможно, нужно провести анализ души. Самоанализ – не цель, а средство для решения религиозной задачи.

Поворот с изучения внешнего мира на изучение внутренней жизни.

 

Попытался описать по уровням процесс самопознания как пути познания души.

Ум должен удалить из себя все телесные представления, отрешиться от всего того, что происходит в теле. Постепенно идти от тела к душе, чувствующей через тело, оттуда к внутренней силе, получающей известия о внешнем через телесные чувства, далее к способности рассуждать, которое составляет суждения о том, что воспринимается телесными чувствами, далее до самопознания, уводит мысль от привычного, стараясь понять, каким светом на нее брызнуло.

 

Таким образом, описание самопознания как метода, который требует изучения сам по себе. Также показано, что с помощью самосознания человек выходит за переделы себя в другое измерение бытия. Он открывает в себе бога. Самопознание выходит к духовности.

 

«Познавая себя, ум не может сомневаться в том, что он живет, понимает это и любит наше бытие и  знание. Относительно этих 3-х вещей мы не боимся обмануться, мы не ощущаем их каким-то телесным чувством, но для меня несомненно, что я существую, что я это знаю, что я это люблю. Даже если я обманываюсь, то уже поэтому я существую.».

Указание на  тройственность аспектов самопознания. Преследование теологической задачи – догмата о троице. Когда Августин раскрывает тройственность самопознания, и он считает, что помогает понять догмат о тройственности.

Это указание содержит и другой смысл – внутренний опыт содержит какую-то безусловную истинность, которая не требует доказательства, т.к. дает очевидно для всех знание

 

Далее это учение возникает вновь у Декарта.

 

Таким образом, комплекс проблем, возникающих у Августина:

 

Описывает иерархию познавательных способностей души.

1. чувственный опыт – подробно описывает ощущения, связанные с органами чувств

2. память. Хочет сказать, что память – это сам человек. Память - не только хранилище прошлого опыта. Она имеет творческое начало. Соединяет прошлое, настоящее и создает их них ткань будущего. Память – хранилище индивидуальной истории.

3. кульминация познаний – ум, отличающий человека от животных

 

Труды по проблеме страстей и воли. Отводит им главное место в структуре души, в этом средоточие душевной жизни.

Ядро человеческого существа – воля.

 

Выделяет две воли: человеческая и духовная.

Человеческая (плотская) воля – распространяется на утилитарную деятельность человека, причина всех поступков человека. Человек выбирает зло как способ действия.

Только божественная воля без усилий человека может направить его неблагочестивые поступки.

 

Человек в полной зависимости от бога.

 

 

Отход от греческой мудрости.