Христианство в эпоху Константина.

Вновь он объединил все провинции римской империи, основал новую столицу – Константинополь. Избежал междоусобицы. Оказал огромное влияние на историю христианство. Легализовал христианство. Сделал в 314 году религией, на которую распространяется законодательством Римской империи. 10 лет спустя она становится государственной религией.

Константин принимаем статус равноапостольский, который не знал Христа. Это второй апостол. Апостольское движение заключается в проповеди. Константин осуществляет важные религиозные изменения в армии. Государство осуществляло светскую власть, церковь – религиозную. Первое, что делает Константин: назначает экспедицию на голгофу под Иерусалим, с тем чтобы она нашла исторические доказательства и реликвии, доказывающие существование Христа. Всю экспедицию сопровождает его мать Елена. Которая проводит масштабные раскопки в пригородах Иерусалима, где обнаруживает их существование ( (13 предметов)три креста, на котором был распят Иисус Христос – честной крест; нашли четыре гвоздя, хитон, венец, плеть, которой стегали и т.д.).  Константин принимает гвозди в дар от Елены. Константин объединяет в себе идеал воина и мученика. По этому принципу будут созданы рыцарские ордена. Так, например меч – повторяет форму креста, хотя изогнутые оружия более эффективны в бою. Константин признавал, что не разбирается в теологических вопросах. Он предложил всем епископам собраться в городе Никея, создать документ (символ веры). Появляется догматика – символ веры. Первый абзац (большой) занимает одну страничку- с ним все согласны. Вторая страничка – случайно приклеилась, а когда Константин зачитывал документ, он зачитал и ее(а уже изменить ничего нельзя). Спустя 60 лет это собрание еще собралось (изменение символа веры).

Учение соборов и отцов церкви. Структура вероучение:

1.    догмат

2.    теологумен

3.    частные мнения

4.    философское обоснование (появилось позже). Начиная с 6-го века, складывается схоластическое направление.

Дионисий Ареопагит  (восточная церковь)и Августин Блаженный (западная церковь). Различия между ними и будет основанием в расхождении богословия. В центре – грех. По Дионисию греху подверглась природа человека, по Августину  воля поддалась греху . В 11 главе «Исповедь» он пишет, что время – это величина субъективная. В первых главах он вспоминает свое детство. Первый грех – воровство груш у соседа. Первая причина – материальный мотив (не было груш, а их хотелось. На самом деле), вторая причина – влияние социальной среды (тоже нет, сам сопосдвиг). А потом он эти груши выкинул – важно само действие. Т. е. К этому стремилась воля. Внутреннее человек хочет греха. Считает, что грехи нужно суммировать. Тогда мелочь перестанет быть мелочью в свете последующего – принцип возрастания греха. Человек делает первый грех на автомате, но потом он не может его преодолеть. Нельзя взять, сделав плохое дело, и сказать: что ты больше не будешь делать такое. Чтобы преодолеть грех, нужно вернуться к первому греху. Но не хватает только этического принципа для этого, важна помощь бога. Потом детство перешло в юношество, он отучился на ритора. Переехал в Карфаген, где вел разгульный образ жизни. Влюблялся в девушку, страдал по ней, а потом быстро остывал в ним (потом начал переживать о том, что по-настоящему не любит).

Грех гордыни – гордыня введет к разделению. Предмет любви утрачивает значение, а это разделяется. То есть он должен был бы попасть уже в сумасшедший дом (был Я, а стал Я1 и Я2). Мешает ему инстинкт самосохранения (направлен на то, чтобы сохранять жизнь – единство нашего Я). Вожделение только ускоряет этот процесс. Инстинкт самосохранения удерживает я в целостности, но подчиняет себе.

Гордыня будет заключаться в том, что Я с одной стороны разрушено, а с другой стороны, это единство совершенно многих Я. Это Супер-Я.

Отношение человек и Бог – это отношение двух воль. Зло – это нечто, паразитирующее на другой природе. Грех то, что разрушает – самого зла нет. Такая идея зла восходит к вопросу: быть или не быть. Бог – это тот, кто есть вечно. Вечность и будет означать бытие (Бог вечен, он есть всегда, только есть). Бытие лучше небытия. Бог: благо и истина. Небытие – то, чего нет.

Кантарберийский: бог – есть совершенное существо. Бог – есть то, более чего нельзя помыслить. Наш разум сам по себе мыслит Богом. Если разберется с разумом, то мыслит Бога существующим.