Она же – монтанизм. 
Возникла во 2в. н.э. в период гонения на христиан в Римской империи. 
Гонения — волнами, то подъем, то спад. Если чел признавался что он христианин – то вариант один – смерть, соответственно много людей из страха за свою жизнь отказывались от веры, потом на спаде возвращались. 
В итоге происходит переосмысление и отказ от идеала мученичества, людей, готовых страдать за веру становится меньше и встает вопрос о том, что дальше делать с вероотступниками. То есть, можно ли отпустить грехи челу, отказавшемуся от Христа? 

Три точки зрения:
1) Можно. Эта точка зрения в итоге победила
2) Промежуточная позиция (Тертуллиан, потом присоединился к монтанистам): Эти люди могут быть допущены к покаянию, но грехи им не отпускаются . «Могут прийти в церковь, но не могут войти в нее» - т.е. будут стоять молиться на пороге и может быть Бог их простит и после смерти они войдут в царство божие, но не раньше.
3) Нельзя. Собственно это вроде бы и есть «третий завет» между человеком и Богом, который нельзя нарушить. Основоположник – Монтан, проповедник 2 века. Последователи «третьего завета» - мормоны, белое братство, церковь Виссариона. 

Монтанисты обвиняли Церковь в буздуховности, в утере ей общения со Святым Духом и потере огня, зажигавшего христианских пророков.
Полагали сущность христианства исключительно в религиозном энтузиазме. Отрицали церковную иерархию и дисциплину.
Пренебрежение к умственной стороне религии (VS гностицизма).
Аскетизм, отрицание всех земных радостей.


Монтанизм - религиозное движение в христианстве II века. Бывший языческий жрец Монтанэ из Фригии (на границе с Мизией), обратившись в христианство (около 156 г.), не захотел войти в слагавшиеся в то время церковные рамки и стал проповедовать живое духовное общение с Божеством, свободное от иерархии и обрядов и проявляющееся в индивидуальных харизмах, т. е. особых дарах Св. Духа, преимущественно в даре пророческом. Последователи Монтана, между которыми выдавались особенно две пророчицы, Приска (или Присцилла) и Максимилла, признали своего учителя за Параклета (Духа-Утешителя), обещанного в Евангелии Иоанна.

Движение распространилось из Малой Азии во Фракии; отголоски его достигли Карфагена, Рима и Южной Галлии. м, полагая сущность христианства исключительно в религиозном энтузиазме, своим отрицанием всякой иерархической и богослужебной формы сталкивался с церковью, а своим пренебрежением к умственной стороне религии представлял противоположность гностицизму, с которым, однако, последователи Монтана сходились в том, что настоящими духовными христианами и "святыми" считали только себя, а большинство верующих признавали за низший род людей — душевных. Пророческий дар у монтанистов выражался в экстатических припадках, а со стороны содержания пророчества сводились главн. образом к возвещению скорого второго пришествия Христа, причем фригийское мст. Пепуза объявлялось Новым Иерусалимом. Так как монтанисты оставляли неприкосновенными основные христианские догматы и восставали против церкви только в отношении дисциплины и нравов, заявляя себя здесь крайними ригористами, — то многие важные предстоятели церковные (Ириней Лионский, Элевфер Римский) смотрели сначала на это движение снисходительно; более строго отнесся к нему Папа Виктор, а впоследствии Монтанова, или катафригийская, ересь была окончательно осуждена Первым вселенским собором в Никее (325).