Духовная культура Римской империи: религия, магия

36. Духовная культура Римской империи: религия, магия.

Религия эллинизма и Римской Империи. Походы Александра изменили ре­лигиозную жизнь. Это было время наступления восточных культов ( Изиды? Митры, Кибелы и даже собственно иудаизма) и появления синкретических культов ( напр, культ Сераписа ). Растет роль мистики, магии и астро­логии.

Еще в III веке до н.э. Рим сохранял свой Пантеон, не будучи связан с эллинистическим миром, однако во II—I вв. до н.э. римляне завоевали этот последний. Эллинистические культы сливаются с также достаточно сложным миром запада. На завоеванных территориях Испании, Галлии и се­верной Африки также сохранялись местные культы. В I веке до н.э. Рим испытал тяжелейший кризис эпохи гражданских войн. Общество болезненно реагировало на кризис, что создавало очень тяжелую духовную обстанов­ку, однако это же было и время создания оригинальной римской культуре. Растет интерес к философии, в Рим приходят все основные эллинистичес­кие философские школы, стоицизм, кинизм и эпикурейство. Эпикуреец Тит Лукреций Кар пришел к отрицанию богов и материалистическому взгляду на мир.

Тем не менее, Рим вышел из кризиса. Войны Цезаря и Августа обеспечи­ли безопасность границ и создали огромную Империю, границы которой проходили по Рейну, Дунаю и Евфрату. Империя I—II вв. н.э. испытала мощный экономический подъем. Казна эпохи республики насчитывала 260 млн. сестерциев, при Цезаре она достигла более чем I млрд., при Ав­густе - около 3 млрд. Именно в I—II п. н.э. ( время от Цезаря до Мар­ка Аврелия) появляются, растут и получают городской статус тысячи го­родов, строится 150 000 километровая дорожная сеть, появляются также мегаполисы как Рим, Карфаген и Александрия с населением 0,5-1 млн. че­ловек. В этой огромной Империи существовал небывалый религиозный плю­рализм. Господствующий олимпийский Пантеон сочетался с древними бога­ми Италии, Галлии и Африки, на востоке чисто восточные культы соединя­лись с греческим пантеоном. Вероятно, единственным общеобязательным культом был культ императора, бывший, по сути деда, культом римской сверхдержавы.

Огромная Империя, несомненно, нуждалась в единой религии, и ее контуры уже вырабатывались. Восточные культы несли идеи умирающего и воскресающего бога и связанные с ними идеи искупления, учение Плато­на и стоицизм принесли идеи бога-творца и бессмертной души, отсюда же пришли идеи единства людей и их равенства перед Богом, кинизм про­поведовал отрицание ценностей "этого мира". Эти принципы и должна была воплощать всемирная религия.