35. Гностицизм.

Гностицизм. Христиане во враждебном состоянии, Иудеи их не признают. Первая ересь- гностики. Они приняли Иисуса Христа как спасителя, искупителя.  Они включили Христа в свой гностический миф. Основателем гностицизм Семон Мак. Иисус Христос был не единственный человек, творивший чудес. Самым выдающимся был Семон Мак. Если реконструировать гностически миф, то волох- отец творит мир посредством своей премудрости. Бог творил мир посредством своей дочери- художницы. Весь мир- ее творчество. Когда она нарисовала, ей понравилось и она решила стать элементом этого мира. В это время на страже Бог поставил своих ангелов. Они должны охранять мир. Восстание ангелов или отпадение их от богов. Они решили взять власть над миром и сами управлять миром.  Но в мире оказалась София, воплощенная в человеческое тело. Ее нельзя убить. Они заставляют ее в этом мире мучиться. Когда-то она звалась Еленой- троянской. С каждым воплощением ее судьба всё хуже и хуже. Во времена Иисуса она оказывается в борделе. Она возносит молитву к отцу. Охтны- планеты, которые должны были следить. Гностики считают, что от астрологии нельзя ждать пользу. Отец вычеловечивается.  Нейрон приглашает к себе Семона, чтобы тот его развлекал. Нейрон еще слышит о Петре, и решает устроить бивту Семона и Петра, каждому награда за победу. «Что можешь ты»(Семон), «Молиться»(апостол Петр). Семон вылетел из дворца Семона, в это время молитва Петра долшла до Бога, Семон упал и сломал ноги. Нейрон объявил ничью. Семон потом поросил Петра научить его молиться. Семания- продажа церковных званий за деньги. Петр вспоминает свою миссию- спасти Софию(Елену). Елена боится не узнать посланника. Семон: «До чего же мир докатился, если премудрость в борделе.». Делает ее женой, получает опять свою силу и еще больше. Создает общины, передает знания. Гнозис- магия пробуждается в человеке. Пробуждается через любовь к женщине и наоборот.  Архонтны перемешали пары, и они не могут друг друга найти. Семон начинает искать, после чего заключает между ними брак. Освобождает, если у людей уже есть обязательства. Жена и муж должны смириться с этой ситуацией. «Неважно где твой муж сеет, главное, чтобы сеял».

Семон хочет повторить чудо воскрешения. Его закапали, но он не воскрес.  Когда ученики догадались, что он не воскрес, ученики раскопали , но его не нашли. Говорят, что при воскрешении исчезает тело.

Гностики тоже пишут Евангелия. Гностические Евангелие.  Чтобы не путали с Христианством, создают это.

Потом Христиане записывают книгу, когда понимают, что не будет второго пришествия. Первый шаг- оформление в письмо и каноны.

Катары. Папа Римский объявил против них крестовый поход. Во-первых, это были бедные люди, проповедовали слово Божье.  Они искали спасение без церкви, а через своих учителей. Ритуал утешения. Сами они себя не защищали, это вызвало подозрение, папа позвал инквизиторов. Этих инквизиторов убили. Свалил на катаров. Но катары по своему учению не могли никого убивать. Орден монплиеров. 

Кроули был потом главой гностической церкви. Когда его похоронили, его тело тоже пропало. 




Гностики полагали, что у них есть сакральное знание о Боге, человечестве и остальной части Вселенной, которым остальные не владеют. Этот постулат стал одним из трёх главных систем веры в пределах христианства I столетия, и был отмечен четырьмя факторами, благодаря которым эта ветвь отличается от двух других ветвей христианства:

  • иные верования о Боге, Библии и мире, которые отличались от таковых у христианских групп;
  • вера, что спасение достигается через интуитивно постигаемое Знание.

Христианство было вынуждено с самого начала противостоять враждебному окружению. Однако его единству угрожали и внутренние противоречия — необходимо было разделаться со многими течениями, пытавшимися соединить христианство с нехристианскими элементами.

Самым распространенным и наиболее опасным для христианства течением был гностицизм, наибольший расцвет которого приходится на середину II в. Гностицизм был одним из многочисленных и сложных явлений в истории религии. Он предшествовал христианству и исходил из религиозно-мифологических представлений Востока (кроме еврейских это были, в частности, элементы вавилонских, персидских, египетских и других представлений). К ним присоединялись философские идеи учения стоика Посидония, Платона и неопифагорейцев.

Гностицизм был предзнаменованием зарождения нового этапа в развитии мышления — средневековой христианской философии. Его характеризовал религиозно-философский синкретизм, проявившийся в христианской форме.

По отношению к тому или иному элементу различаются следующие направления гностицизма: иудейский гносис (Василид — ок. 130—142; Валентин — ок. 150), языческий гносис, христианский гносис (Маркион из Синопа, основавший собственную церковь, которая длительное время удерживалась наряду с главной церковью).

Особой чертой, присущей всем направлениям гностицизма, является дуалистическое объяснение мира, источник которого — в персидском зороастризме (2) и в некоторых греческих религиозно-философских направлениях. Согласно воззрениям гностиков, борьба света и тьмы, добра и зла имеет универсальное, космическое значение. Она выступает борьбой материи, т. е. зла, с духом, носителем света и добра. Зло происходит из материи, добро — от бога.

Важной проблемой гностицизма была теодицея, т. е. доктрина, стремящаяся решить вопрос о происхождении и значении зла в мире, объяснить, почему существует в мире зло, если бог добр и справедлив. В христианстве она имеет особую роль и вес, ибо эта вера воспринимает, с одной стороны, иудейское представление о мировом творце, а с другой стороны, мир для нее является местонахождением греха, спастись от которого можно лишь верой в Христа (4). Здесь с необходимостью встает вопрос, почему всемогущий бог создал мир зла, выход из которого для человека заключается лишь в искуплении.

Гностики решают проблему так: различают бога-творца и бога-искупителя. Таким образом, существуют два божества: бог как всеблагой искупитель и подчиненный ему, даже враждебный, творец (демиург) мира.

Гностическое понимание божества обусловлено специфическим представлением о месте человека в мире и о его искуплении. Грешность — это не вина человека, так как душа индивидуального человека является лишь полем боя, на котором происходит вечный спор между добрым и злым принципами. Согласно гностикам, эту борьбу между добром и злом человек наблюдает и познает.

Существенной чертой гностицизма была мистика. Превращение бога в человека и соединение с ним являются великим таинством христианского учения. Мистическая направленность этого учения отвергает логику разума и основывается на неописуемом, бессознательном, экстатическом соединении с богом и другими сверхъестественными силами и явлениями. Познание бога у гностиков не рационально, а имеет сверхъестественное содержание.

К концу II столетия формирующаяся официальная церковь начинает вести борьбу с гностицизмом. Причиной этого был прежде всего недоступный большинству верующих уровень его суждений. Гностики, как правило, весьма сложно, в аллегорической форме интерпретировали Библию, а это открывало путь к ереси. Неприемлемыми были также их туманные, псевдофилософские и мифологические объяснения. Крайний дуализм этого учения был основан на полной независимости материи от бога, ограничивал божественное всемогущество и тем самым подрывал монотеистическую сущность христианства.