34. Начало Церкви. Апостол Павел.

Началом церкви принято считать день сошествия на апостолов Святого Духа на пятидесятый день после воскрешения Иисуса Христа (Пятидесятница). Они получают слово, чтобы проповедовать, и силу, чтобы приводить людей к Богу. Это первый период истории церкви, который состоит из одного события.

Дальше можно рассказать про следующие периоды истории церкви.

до 53-55гг (до правления Нерона) – иудеохристианство: проповедь обращена к иудеям, замкнутое распространение (это свидетельствует о том, что христиане понимают себя как продолжатели ветхозаветной традиции), заканчивается период миссией апостола Павла (изначально носил имя Савл). Павел первым решил проповедовать язычникам.

С Нерона начинается период гонений. Нерон правил недолго (около 5 лет). Сам период продолжается почти 3 века – до 314 года. У Римской империи была своя формальная религия, заимствованная у греков. Но Рим провозгласил лояльное отношение ко всем религиям. Требовалось только одно: поклониться статуе императора и поверить в его божественное происхождение. Официальная  версия гонений на христиан: христиане отказались поклониться статуе императора и признать, что он бог, они отказались и спровоцировали гонение. На самом деле: христиане говорили: «мы молимся за императора и его власть, так как всякая власть божественна». Есть примеры икон с жестокими гонителями христиан (например, император Диоклетиан), которые изображены с нимбом. Поэтому, почему Рим так ополчился на христиан, не очень понятно. В принципе Рим был лоялен к культам.

Император Константин провозглашает лояльность Рима по отношению к христианам. 322 г– христианство становится официальной религией Рима. 325г –созыв собора. По-другому решается проблема отношения христианства и государства, начинается новая эпоха – эра Константина. Объединение идеи империи и идеи христианства, идеала воина и идеала мученика. Константин создавал образ,  который бы сочетал обе идеи.

Для справки, другие события, связанные с началом\зарождением:

зарождение христианства, по мнению Винокурова, связано с сектой ессеев.

Начало царства Божия, Новый завет, начало летоисчисления связано с  рождением Иисуса Христа. Сбывается пророчество, приходит мессия, который освобождает от первородного греха. Весь грех теперь – то, что содеяно самим человеком. Первородный грех мог быть снят только богом. Рождение христа – начало царства божия, связь бога и человека восстановлена.

Новозаветные тексты: 4 евангелия (благовестия): от марка, матфея, луки, иоанна. Первые три – синоптические (сходные по содержанию). В составе Нового Завета есть историческая книга –деяния апостолов, повествует о начале церкви. Также есть 21 послание апостолов. Завершение – апокалипсис, или откровение Иоанна богослова.

После воскрешения Иисуса, после нисхождения Святого Духа на апостолов (которое стало началом церкви) до 53-55гг (до правления Нерона) в истории церкви наступает период иудеохристианства: проповедь апостолов обращена к иудеям, замкнутое распространение (это свидетельствует о том, что христиане понимают себя как продолжатели ветхозаветной традиции). Заканчивается период миссией апостола Павла (изначально носил имя Савл). Павел первым решил проповедовать язычникам.

Иудейские власти отвечали гонениями на проповедь христианства. Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиозного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске. По дороге в Дамаск, ему явился свет и голос: «Куда ты гонишь меня, Савл?»,  Савл ослеп . Приведенный в Дамаск, он был исцелен христианином Ананием, после чего через три дня крестился (редкость: насильное обращение в веру – у Савла не осталось выбора). «Имя тебе теперь будет Павл, возвращайся в Иерусалим, чтобы проповедовать веру мою». Павел – тот, кто осознал разницу между иудаизмом и христианством, или между Ветхим и Новым заветом. Павел путешествовал, проповедуя христианскую веру. Павел осознает, что отношение Бога и народа, которого Бог избрал для проведения своей воли, зашли в тупик, имеется в виду, что этот народ находится постоянно в противоречии бога, этот избранный народ очень хочет отказаться от избрания – все время отклоняется от воли Бога. И самое тяжелое наказание – этот народ не примет того, кто послан ему во спасение. Павел понимает, что проповедь должна быть направлена на другие народы, иудеи – будет последний народ, принявший веру (они дальше всего от бога и будут не первыми, а последними). И он принимает решение вести проповеди языческому миру. Павел уходит из Иерусалима в Рим. Христианство при Павле становится мировой религией, обращенный ко всем народам.

За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был как гражданин не распят, а обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году (по другой версии — в 67—68 гг.). На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

Православные христиане отмечают память Петра и Павла в один день — (12 июля н. ст.), католики 29 июня, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.

Итого:

Павел первым решил проповедовать язычникам, первым понял христианство как мировую религию (до этого было представление об избранном народе).

Мысль Павла:

В теологическом плане:

Благодать выше закона. Иудеи следуют закону, а христиане  имеют благодать. Закон соблюдать надо, но не из страха, а по благодати. Благодать – это любовь к богу и бога к человеку.

В историческом плане:

Миссия одного народа переходит ко всем людям.