Структура священного мира (по Хайлеру): 3 концентрических круга, каждому из которых соответствует определенная область проявления святого: область священных предметов (внешний круг), область священных представлений (круг внутри внешнего круга), область священных переживаний (самый внутренний круг). Круг одновременно бесконечен и конечен, то есть у него есть начало и конец, но нет границы между ними.

Центр всей этой конструкции - нумен. То, что окружает сакральный центр (нумен) - это его проявление. Numen (центральный круг)  следует понимать как силу, нечто принуждающее человека к чему-то. Это то, что господствует над человеком. Numen связывает с безумием.

 

Отношение этих 3х кругов описывается термином «корреляция». Дивинация является одним из способов установления корреляции между областями проявления священного. Другой возможностью связать три области является ритуал, принцип которого «обмен силами» (для того, чтобы что-то получить, нужно что-то отдать). Это принцип жертвоприношения.

Религия проявляет себя в единстве всех трех сфер. Невозможно создать религию, исключающую священные предметы. Чудо - свидетельство корреляции между тремя сферами. 

Структура феномена по Випенштейну.

Внешний круг любого явления – факты: реальные и возможные

Второй круг – образы фактов

Третий круг – переживание

Четвертый круг – намерение (воля) (молчание).