26. Ветхий завет о сотворении мира

*Библия разделяется на два отдела — Ветхий Завет и Новый Завет. В приложении к Священному Писанию «завет» означает союз Бога с людьми. Ветхий Завет или союз Бога с людьми был заключен ещё при Адаме и продолжался до пришествия в мир Христа Спасителя — Сына Божия. С пришествием Спасителя между Богом и людьми был установлен Новый Завет, который продолжается до настоящего времени.* В общем загвоздка иудаизма и христианства в расхождении насчет Христа его роли и т.д. 

Ветхий завет есть и там, и там. В христианстве - Ветхий завет, в иудаизме Танах.


Сотворение мира: первая часть Ветхого завета - пятикнижие (авторство приписывается Моисею), а в нем книга "Бытие".

Библия – книги, завет – союз. В Ветхий закон входит пятикнижнее Моисея. Первая книга бытие, исход, левит, числа и второзаконье.

____________________________________


"В начале сотворил Господь небо и землю …»(с этого начинается). Бог творит мир в течение шести дней, человек – животное шестого дня. Каждый день заканчивается словами Бога: «…и понял Бог, что это хорошо». На седьмой день он подумал: «весьма хорошо». 


Толкование текстов.

Экзегетика – искусство толкования текста

Герменевтика – искусство понимания текста. В герменевтики различают 2 вида смыслов:

• Прямой – слова обозначают предметы

• Таинственный – слово обозначает предмет, а он свою очередь обозначает другой предмет. 


2 подхода к тексту:

1. Боговдохновенный – Бог вдохновил человек, человек записал на том языке, который знал, так, как умел

2. Богодухновенный – каждая буква в тексте является священной, Бог сам выбирает человека, язык, на котором он будет писать и т.д.


Если фраза трудна в понимании, то предлагается ввести ее в контекст. Контекст: узкий, широкий и обширный. Исагогика – культурные и прочие реалии, в которых создается текст. В Евангелии написано: в начале было слова. Т.е. Бог творил мир словами. 


Еврейская традиция – библия – богодухновенный текст, должен быть прочитан буквально, не по словам, а по буквам. Буква, с которой все начинается - бейт – Бог.  Бог существовал до творения. Бейт закрыта с двух сторон и только в одну сторону открыта. Форма буквы указывает на то, что если что-то доступно находится с открытой стороны. Апокрифы создаются до 16 лет (книги, написанные пророками, священными). Апокриф не означает что-то плохое, это не ересь. Апокриф составляет часть предания. Т.е получаем священное писание и священное придание. Важнейшим ветхозаветным апокрифа является книга Еноха «Юмпелеев» («Бытие»). 


Мир творится словом или буквами алфавита, каждая из который имеет смысл. 


Алхимическое прочтение текста. 

В начале сотворил бог небо

Schamajim (алхимик  так транскипировал). Разделил его на два слова scha и majim. Если scha перевернуть, то получиться ahcs +majim- огненная вода (философский камень). 

Альфа+амега – начало и конец бытия. Дух+тело=душа. Огненная вода (два треугольника: с вершиной верх (огонь), с вершиной вниз (вода)). 

____________________________


Кратко дни творения можно представить в виде таблицы:

1. Свет, отделение его от тьмы

2. Видимое небо, воздух

3. Отделение суши от воды и создание земли, морей и рек; растительный мир: трава и деревья

4. Солнце, луна и звезды на небе

5. Рыбы и птицы

6. Звери 

26 стих:

И сотворил человека по образу нашему, и по подобию нашему

Образ и подобие Бога.

Образ –внешнее, подобие – внутреннее. Образ – возможность подобия. Свободная воля – то, что бог накладывает ограничения на свое всевластие ради человека. В мире возникает реальность, которая свободна. Даже Бог не будет нарушать границы свободы. 

27 стих

И сотворил человека по образу своему, мужчину и женщину по образу божьему сотворил их. Адам – человек, адама – земля. Ева – жизнь. Адама и Еву он поселяет их в раю, дает заповедь: плодитесь и размножайтесь. Посреди сада росли два древа: Древо жизни и Древо познания добра и зла. От всех деревьев плоды вкушайте, но от древа познания добра и зла не трогайте. 


Встает вопрос, а что с подобием? А подобием человек должен стать сам. На это ему дана свобода воли. Творения остается несовершенным.  Жить и познавать значило одно и тоже. Если бы не была сотворена Ева, то следствием пробы плода с дерева оказалась смерть.


Кадмон (ветхий (древний))  адам – составляющее человека, которое называется дух. У мужчины и женщины дух один, а тело и душа разные. 

Адам и Ева гуляют по саду, туда вползает змей. Змей – становится символом зла. Змей был древнее всех, обитавших в этом саду. Змей – аспид. Это змея глуха (глухие аспиды). Змеи. Которые не слышат слов заклинателя.  Сатана. Всякий разговор с этим змеем будет не в пользу говорящего. Змей – персонификация самого зла. Змей начинает с Евы. Со слов «А правда ли, что Бог запретил вкушать плоды от всех деревьев в саду». Искушение в самом вопросе, чтобы ответить, нужно будет сравнить свой ответ со словами бога. А значит допустить, что то, что говорит змей может быть правдой. И будем думать, а вдруг змей может сказать правду. Ева реактивно вступает в диалог «Нет, не правда». Эмоциональное встает на первое место. От всех деревьев в саду нам запретили вкушать только плоды с древа зла и добра. А почему? Мы умрем. Нет, не умрете, а встанете подобно Богу, знающему, что такое добро и зло.  



После того, как Бог творил 6 дней, на 7-ой день он отдыхал (суббота). Потом сотворил человека. Увидел, что ему скучно, создал ему помощника  из плоти его- женщину. 


Соблазнение женщины – красота – соблазнение души. Он приятен – соблазнение тела, он вожделенен, потому что дает знание. Ева пробует этот плод и дает Адаму. 

Попробовали плод, застеснялись, что наги. Приходит Бог, Адам прячется. Бог спросил: «Адам, ты где?». Адам: «Я здесь» . Адам разделяется на А (бог) и Дам. Дам- кровь.

Не ел ли от древа. Жена, которую дал ты мне, дала мне и я ел. 

Бог решает, что с таким сознанием в раю делать нечего. Изгоняет Адама. Змей проклят. Именно тут начинается человеческая история. Наказание человека: Адам будет добывать хлеб свой в поте лица.


_______________________________________________

И немного про то, что создавалось до земли:

Библия начинается повествованием о сотворении мира. «В начале сотворил Бог Небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 1-2).

Сотворение Неба – невидимого мира

В начале, прежде всего видимого мира и человека, Бог из ничего сотворил Небо, то есть духовный, невидимый мир или мир Ангелов. Ангелы – это бестелесные и бессмертные духи, одаренные умом, волей и могуществом. Бог сотворил их бесчисленное множество. Они различаются между собой по степени совершенства и по роду своего служения, и разделяются на девять ликов или чинов, которые составляют три ступени иерархии, по три чина в каждом. В первой иерархии состоят находящиеся ближе к Богу Престолы, Херувимы и Серафимы. Во второй, средней иерархии Власти, Господства и Силы. В третьей, более близкой к нам, Ангелы, Архангелы и Начала.

Все Ангелы были сотворены добрыми, чтобы они любили Бога и друг друга и от этой жизни в любви имели постоянную великую радость. Но Бог не желал насильно принуждать любить, поэтому Он предоставил Ангелам свободу выбора: жить в Боге, любить Его и друг друга, или нет.

Один, самый высший и могущественный Ангел, по имени Денница (Люцифер), возгордился своим могуществом и силой и отверг волю Божию – любовь и жизнь в Боге. Он сам захотел стать Богом. Он начал клеветать на Господа, всему противиться и все отрицать, и стал темным, злым духом – диаволом, сатаной. Слово «диавол» значит «клеветник», а слово «сатана» – «противник» Бога и всего доброго. Этот злой дух соблазнил и увлек за собой много и других Ангелов, которые также стали злыми духами и называются бесами или демонами.

Тогда выступил против сатаны один из высших Ангелов Божиих, Архангел Михаил, и сказал: «Кто равен Богу? Никто, как Бог!» И произошла на Небе война: Михаил и Ангелы его воевали против сатаны, а сатана и бесы его воевали против них.

Но не могла злая сила устоять против Ангелов Божиих, и упал сатана, вместе с бесами, как молния, вниз с духовных Небес. Место их пребывания в низших областях духовного мира стало именоваться преисподней или адом. Там падшие духи мучаются в своей злобе, видя свое бессилие перед Богом. Все они по своей нераскаянности так утвердились во зле, что уже не могут стать добрыми. Они стараются коварством и хитростью соблазнить каждого человека, внушая ему ложные мысли и злые желания, чтобы отвратить от Бога.

Так возникло зло в Божием творении. Однако Святые Отцы указывают, что зло не есть какая-либо сущность, имеющая самостоятельное бытие, подобная Богу или силам мира, но оно есть уклонение живых существ от согласования своей воли с волей Божией. Сущность зла состоит в нарушении воли Божией, Его заповедей и естественного нравственного закона, начертанного в сердце каждого человека (совести). Это нарушение еще именуется грехом.