23.       Бенаресская проповедь.

Сутра (обращение), известная как Бенаресская проповедь, была первой речью, которую Будда произнес после того, как достиг Полного Пробуждения; в ней содержатся основные принципы буддизма. Шакьямуни слушали пятеро отшельников, с которыми он разделял практику, а потом покинул их, — до того как достиг Просветления. Согласно легенде, эти пятеро отшельников и стали первыми учениками Будды (и первым обращенным был Конданья — старший над ними).

Просветленный пробыл некоторое время в Парке Оленя в Исипатане, близ Бенареса; и там он обратился к пяти бхикшу и сказал им:

«Есть две крайности, о бхикшу, которых должен избегать тот, кто покинул свой очаг. Каковы же эти крайности?

- Одна — это приверженность к мирским наслаждениям, страстям и удовольствиям, что само по себе низко, пошло, неблагородно и бесполезно.  Другая — чрезмерное умерщвление плоти и самобичевание, что не только болезненно, но, как и в первом случае, недостойно и бесполезно.

Избегая этих двух крайностей, осознал Срединный Путь, ведущий к внутренней концентрации, дающий знание, дарящий спокойствие и высшую Мудрость, позволяющий достичь Просветления, Нирваны.

Срединный, или Благородный, Восьмеричный Путь состоит из правильного воззрения, правильного стремления, правильной речи, правильного действия, правильного образа жизни, правильного усилия, правильного внимания и правильного сосредоточения. Вот каков Срединный Путь, который нашел и постиг Татхагата.

Сутра о страдании. Существует страдание и это истина. Рождение – страдание болезнь страдание смерть – страдание, разлука с любимым – страдание, впрочем как и встреча с ним, жизнь – есть страдание. Будда хочет выйти из колеса сансары. Зачем жить если приходится страдать?

Причина страданий – желание.

Жизнь = страдание

Жизнь = мой мир = я

Я = страдание.

Причина страданий -  то, что предшествует я – желания. Вся наша конструкция я – следствие желаний/

Нельзя сказать я хочу – есть создать иллюзию. Можно сказать меня хотят.

Желания порождают я, которое чего-то хочет. Получается что я – иллюзия.

Отсюда много разных я но мало самих желаний.

Сутра о несуществовании души. Построена в виде диалога с учеником который спросил что такое Я, душа, мое. И будда спросил в ответ Можно ли это сказать о камне? – нет. О руке – нет. О желаниях и мыслях – нет. Ученик говорит, нет ничего о чем бы я мог сказать я моя душа мое.

Нет начала мышления (мы не помним, какая мысль была первой) значит мышление это не Я.

Сутра о колесе сансары. Представляет собой рисунок – некий всеобщий узор – мандала – колесо – вещество разума.