1.     Будда и учение санкхья йоги. Аскетизм. Семь ступеней санкхьи

 

Там он встретил аскета и отшельника Шаунака – принадлежал к школе Санкхья-йога. Это одна из сложнейших систем, потому что она построена на дуализме на сосуществовании двух разных начал. Одно хорошее веселое беззаботное подвижное, солнечное – Пуруша (мужское), второе начало (Практики) – вечно недовольное чем-то, ворчащее, темное, лунное. Как солнце встречается с луной луна принимает на себя свет солнца.

Пуруша встретил Практики как солнце луну и когда свет Пуруши пал на Пракрити он увидел свое отражение. Пуруша отразился глубоко в Пракритии и ему так понравилось свое отражение, что ему захотелось сохранять этот образ больше чем самого себя. Он погрузился в Пракрити и отождествил себя с ней. (Что тут тело, что душа??) Задача санкхья-йоги сделать так, чтобы они расстались. Цель – освобождение души от тела. Это момент смерти. Человек обрекает себя на добровольную смерть – это путь аскета.

Ситхартха задает вопросы и Шаунака ему говорит как все привратно (перевернуто) в этом мире то что праведник отвергает, то для грешника самое привлекательное.

Раньше ты желал, а теперь надо избавиться от желаний или возжелать несчастья, страдания и переживания смерти.

Как научиться не желать? В санкхье 8 ступеней:

1. жертвенность. Действуй, но отрешись от плодов деяний. Делай добро, но ничего взамен.

2 – дарение. Особенно если дарим то, что нам жалко и нужно.

3 – учение. Любое учение – это жертва.

4 – правдивость. Обет всегда говорить правду, нельзя даже молчать.

5 – подвижнечество – преодоление всех трудностей сосредоточившись на идеале.

6 – всепрощение – есть вещи которые нельзя преодолеть наказывая кого-то. Наказание предполагает преступление, если кого-то наказали значит возникнет еще один который то же самое сделает. Чем больше наказаний тем больше преступлений.

Этический принцип Рене – приходит дьявол и протягивает две руки, в одной руке добро в другой зло. Мы выбираем добро но забываем о том что взяли добро из рук дьявола.

Наказание за проступок – справедливость, но это добро которое порождает зло.

Лучше простить. Мы поступаем несправедливо но религиозно. Если это приведет к тому что этот человек изменится и не будет больше творить преступления. И изменится еще пара неродившихся кто должен был бы совершить преступление но не совершит то мы улучшили мир.

Этот принцип важен для аскета – если вы кого-то ненавидите и требуете справедливости это ваше желание от которого вы не можете избавиться.

7 – самоотречение – отречься от любви к самому себе.

8 – нестяжательство – не ставить свое Я в центр,потому что таким образом стягиваешь на себя весь мир. И это не возможно пока у тебя есть тело. Надо бороться со своим телом. Например резко сократить а потом прекратить питание.

Будда достиг 8 степени и сократил свое питание до зернышка пшеницы, горчицы и т.д. и наконец отказался от еды и от питья. И приготовился покинуть тело.

Собрались другие аскеты.

Он просидел 7 дней и сказал дайте мне есть. Никто ничего ему не дал. Аскеты молча ушли.

Он дополз до реки напился. Мимо проходила женщина которая его покормила.

После этого у него был приоритет женщины – говорил что женщинам сложнее идти по этому пути.

Выходит из леса и встречаем Шаунаху. Тот спросил – ты согласен с учением которое я преподал тебе 8 лет назад? Да я согласен. Ты прошел все ступени? Может быть ты с чем-то не согласен? Будда ответил – согласен со всем кроме 1 вы не должны делать последнего шага.