1.     Будда. Легенда о Будде. Этапы жизни

 

Буддизм возник в 6 веке до нэ, во втором достигает расцвета, затем брахманизм стремится постичь суть учения, понять свое учение  по-новому с целью ответа на вопросы Будды. Формируется Индуизм, который вытесняет Буддизм в Тибет, юго-вост Азию, Тибет. Будда предопределил 500 лет Буддизма в Индии. Ключевое для понимание – имя, которое получил Сидхартха, - Будда (пробужденный).

Буддизм –первая мировая религия (до этого религии были этноконфессиональными, т.е. предполагали принадлежность к определенному этносу).

Вероучение собрано в сборнике священных текстов – корзина трипитака (три корзины мудростей) Все написано учениками, сам Будда ни строчки не написал. Неотъемлемое содержание – легенда о самом Будде. Есть 2 пути постижения религии: через теоретическое изучение, через легенду о Будде.

Легенда о Будде.

Жизнь Будды делится на три этапа:

1.         сон (до 29 лет)

2.         процесс пробуждения, этап поисков, которые закончатся пробуждением (8 лет)

3.         проснулся и проповедует  (уже Будда, стал Буддой, когда пробудился)

Как человек Будда имеет историю, как основатель религии -  легенду. Они тесно переплетены.

Рождение.

544 г до н.э. У царя Судходаны из касты кшатриев - воинов (племени шакья) и царицы Майи в день майского полнолуния в сумерках утренней зари родился сын, которому дали имя Сиддхартха («Будда» -имя нарицательное, которое получает после пробуждения). «Сидхартха» означает достигший цели. Родился во время путешествия, в день майского полнолуния на рассвете. Легенда говорит о том, что когда Сидхартха родился, отовсюду послышались гимны (это даже сказка).

Важные элементы легенды: указание на космическое событие – полнолуние, указание на состояние природы – сумерки утренней зари. Сумерки: тьмы и света пополам (середина), ни день, ни ночь, это ситуация выбора между светом и тьмой. На рассвете – выбор в пользу света. День майского полнолуния: астрологи называют Будду великим тельцом. Напротив тельца в Зодиаке находится скорпион. Полнолуние: луна и солнце на противоположных сторонах, солнце – в тельце, луна в скорпионе, момент восхода солнца – момент захода луны. Человек в ситуации противостояния светил вынужден сделать выбор: идти путем солнца или путем луны.

Предстоящий выбор проявляется  еще одним  элементом легенды (первый элемент – сумерки, второй – оппозиция светил) – это праздник в честь Будды. Отец устроил пир. Ему доложили, что появился отшельник Асита, который много лет не появлялся на людях, - почетный гость. Царь выходит к Асите, Асита смеется и плачет одновременно. «Сегодня родился либо великий царь, либо великий отшельник, в любом случае он изменит судьбу мира. Плачу, т.к.  слишком стар, чтобы услышать проповеди». Можно трактовать, что царь – путь солнца, луна – путь отшельника.

Отец хотел, чтобы сын стал царем и воином. Изначально все идет хорошо: в первом состязании Сидхартха побеждает, в награду получает жену. При этом царь ограждает  сына от внешнего мира, следит, чтобы Сидхартха не выходил за территорию дворца. Сидхартха живет исполнением желаний: он чего-то хочет, отец прикладывает усилия, чтобы желания удовлетворить (например, построил 3 дворца). Гейне: Сидхартха жил жизнью художника и мага (человек видит мир определенным образом, стремится, чтобы другие видели его так же). Будда окружал себя тем, что хотел и расставлял это по вкусу (увлекался танцами танцовщиц). Жить значит желать и иметь возможность исполнять желание. Чем более изысканны желания, тем индивидуальнее мир. Будда жил в предельно индивидуальном мире. Отличие сна  от реальности бодрствующего: во сне мир у каждого свой, когда бодрствуем, у всех общий. Будда жил в своем мире, поэтому это можно назвать сном. Но человек не может не столкнуться с реальностью.

3 встречи Будды.

Будда тайно выезжает из дворца, встречает хромого, прокаженного и нищего – видит похоронную процессию. Будда испытывает страдание и приходит к брахману с вопросами: «В чем причина страдания? Можно ли избавиться от него?» Брахман отвечает по формуле вед: «Кто так знает, для тех нет страданий» (кто знает ритуал). Будда не принимает эту формулировку. Царь увидел, что Будда загрустил, устраивает праздник. Ночью после праздника грим танцовщиц начинает течь, Будда понимает, что красота мимолетна и иллюзорна. Будда уезжает из дворца. Начинается следующий период.

Будда на рассвете уходит в лес. При входе в лес отдает все свои драгоценные вещи слуге и стрижет волосы. Потом он скажет – существует страдание – это истина. Но не скажет, что существует радость – это иллюзия. Реальность – это то, что остается, когда уходит иллюзия (страдание остается когда радость уходит).

Едва войдя в лес, он встречает отшельника Шаунаку – последователя санкхья йоги. Будда задает те же вопросы. Шаунака говорит: «Превратно все в этом мире: то, от чего отвращает свой лик праведник, то для нечестивца – источник наслаждения». Превратно – перевернуто. Если раньше Будда жил, чтобы желать, теперь надо научиться не желать, отказаться от желания. Йога – просто техника отказа. Только при определенных позах в голову приходят светлые мысли. Цель йоги – пробуждение определенных способностей. Теоретическую основу задает учение санкхьи (в основе санкхьи хорошо осмысленная легенда – философема).  В легенде санкхьи заключена суть практик. Санкхья говорит, что мир дуален, изначально два начала существовали отдельно: светлое, радостное, веселое, наивное, мужское (Пуруша) и недовольное, мрачное, ворчащее, хитрое, женское (Пракрити). Сходятся в том, что дополняют друг друга. Когда начала встретились, Пракрити не растерялась: так посмотрела на Пурушу, что он увидел в ее глазах такое восхищение и отражение себя, что решил стать отражением, отождествить себя с ним, войти в зеркало. Пуруша посчитал, что находится внутри Пракрити. С тех пор бредут вместе, вместе мучаются. Когда мы думаем, что душа внутри тела, мы ошибаемся, согласно санкхье. Цель в санкхье – разбить зеркало, разделить два начала. Пуруша входит в Пракрити происходит индивидуализация души. Сама душа, по санкхье, универсальна. Санкхья требует, чтобы Пуруша сказал Пракрити: «Я другой, чем ты!» - и распрощался с материей (для нормального сознания это смерть).

8 ступеней (8 лет) санкхьи

1.         Жертвенность (существует во всех последующих ступенях)

«Действуй, но отрекись от плодов деяний»

2.         Дарение (хороший подарок предполагает, что наутро вы пожалеете)

3.         Обучение (образование)

В процессе обучения человек изменяется, учится действовать не как хочется, а как должно, а как учили.

Первые ступени еще не ввергают человека в противоречие с самим собой.

4.         Обет всегда говорить правду

Человек должен стать жертвой, он обрекает себя на непонимание, изгнание из общества. Ради чего? С т.зр. религии, только жертва изменяет мир.

5.         Подвижничество

Жизнь исходя из идеала – это подвиг

6.         Всепрощение – обратная идея к «всегда говорить правду»

В религии вы будете делать зло, даже если не сделаете выбор в пользу  зла, вы просто часть мира. Зло идет от несовершенства мира, идея всепрощения - против несовершенства мира.

7.         Смирение

Не только моральное смирение, но и смирение физических потребностей (например, преодоление желания есть ( 1 зернышко риса в день, затем полный отказ от еды)) – преодоление инстинкта жизни

8.         Освобождение

Пуруша прощается с Пракрити (для простых людей это смерть)

 Будда достиг 8 ступени санкхья  и сократил свое питание до зернышка пшеницы, горчицы и т.д. и наконец, отказался от еды и от питья. И приготовился покинуть тело. Собрались другие аскеты.  Он просидел 7 дней и сказал, дайте мне есть. Никто ничего ему не дал. Аскеты молча ушли. Он дополз до реки, напился. Мимо проходила женщина, которая его покормила.

Он выходит из леса и встречаем Шаунаку. Тот спросил:

 -ты согласен с учением которое я преподал тебе 8 лет назад?

-Да я согласен.

- Ты прошел все ступени? Может быть ты с чем-то не согласен?

Будда ответил:

 – согласен со всем кроме одного: вы не должны делать последнего шага.

Будда отказывается от универсального разума.

 

Начинается третий последний этап жизни Будды.

Этапы жизни Будды (трактовка с точки зрения желания):

1.         Жить = желать

2.         Жить = не желать (отказ от желания)

3.         Будда выбирает свой путь – срединный, между 2 крайностями. 2 пути (желание и отказ от желания) разные , но надо увидеть их как одно. Нужно найти 2-е измерение.

 

                                                    срединный путь

 

 

                        нежелание                                                                                                 желание

Цель Будды не уничтожить желания и мысли, а остановить их.

Когда мы погружаемся в себя мы контактируем с собственной самостью – это реальность, а когда мы контактируем с миром мы создаем иллюзию.

Будда дает обет, что он будет сидеть под деревом до тех пор, пока не узнает истину. Дерево Бодхи – дерево майского просветления. Приближалась ночь майского полнолуния, он просидел там 3 ночи.

Будда получает просветление в одну из ночей и ему открывается истина о колесе Сансары.

И тут же к нему приходит Мара (демон иллюзий) и приводит с собой множество воинов, которые начинают атаковать Будду. Они пытаются пробудить его Марс – агрессия (у Будды это, согласно его гороскопу, слабое место). В Будде глубоко внутри заложена агрессивность, которую он должен победить – он побеждает он только улыбается и все копья превращаются в цветы. Мара приводит к нему своих дочерей предлагая им соблазнить Будду, а ему предлагает выбрать одну или всех трех (пытаются пробудить вожделение). Он отказывается. Наконец Мара появляется перед ним сам и говорит: «Сделай доброе дело: уходи в нирвану. Не надо ничего проповедовать». Но Будда сказал, что много достойных мужчин и женщин, которые смогут понять его учение, и он будет проповедовать.

Будда проповедовал 40 лет, ушел в нирвану в день майского полнолуния в 80 лет (тоже по просьбе Мары).

Кратко об учении Будды на всякий случай.

Записывали его только ученики. Основные проповеди:

1.         Проповедь о 4 благородных истинах (о страдании) –вопр. 22.

2.         Сутра о существовании ан-атмана («не Я»). На вопрос ученика: что есть душа, что я могу назвать свои, Будда отвечает вопросами (может,  это камень на дороге, может, это воспоминания и мысли?) Смысл: «я» не существует, «Я»-узор на ковре, а не материя.

3.         Сутра о колесе Сансары (вопр. 23)

Тезаурус.

Мара – создатель иллюзий, от которых нельзя отказаться либо от страха, либо из-за влечения, воплощение гибели духовной жизни

Сутра – тот формат, в котором Будда излагает учение. Буквальное прочтение сутра – нить. 

Нирвана – особое место в космосе, где живут Будды – космологическая точка зрения, метафизическая – состояние блаженства, психологическая – состояние совершенного безразличия.