Брахманизм — система религиозных взглядов и культовой практики, являющаяся прямым наследием ведической религии. Главные божества брахманизма — Брахман, Атман, Тот, Пуруша. Брахманоспати — олицетворение молитвы, которое упоминается в Ведах. В брахманский период она превращается «в верховного бога Вселенной.

Молитва, связанная с принесением жертвы, культовые действия брахманов имеют такую огромную силу, что им подчиняется весь мир, и эта сила олицетворяется в виде бога Брахмы, который содержит в себе все». Существовали четыре сословия, на которые делилось древнеиндийское общество.

Иначе они назывались варны. Внутри варн имелось много различных местных замкнутых каст. Как соотносились между собой члены варн и каст — вопрос мало изученный. Достоверно то, что принадлежность к той или иной варне определялась по рождению.

Брахманы в Х—VII вв. до н. э. разработали особые тексты — комментарии к текстам Вед. Пояснения и комментарии получили также название «брахманы». Жрецы-брахманы получили статус неприкосновенности, их не мог тронуть даже царь. Каждый брахман должен был свято соблюдать четыре правила: чистое брахманское происхождение, правильное поведение, постоянное повышение учености, оказание помощи людям. Имелось в виду, что брахман совершал жертвоприношение, т. е. был посредником между людьми и богами. Жрецы-брахманы доминировали в обществе


Слово Веда означает – знание, виденье, веденье. На основе вед создается религия – брахманизм.

Дальше на этой территории, но не из вед возникает еще одна очень мощная религия – буддизм. Буддизм побеждает на территории Индии, а брахманизм уходит в леса. Начинает на основе вед создавать философско-религиозную школу, например, одна из самых древних – йога. После чего происходит возвращение.

В ведах воспеваются 4 бога:

Митра – бог, который покровительствует кшатре (войнам-царям и военачальникам) – тот бог, который установил законы мира, космоса, ритуала, социального общежития. Покровитель царей, если царь именем Митра объявляет закон, значит он вечен. Митра рожден из скалы. С ним можно было заключить договор. Правит днем, несет солнечную силу. Применяется эпитет агний – огонь заженный. Индоевропейцы неся свою религию не были существами гуманными. Их мораль – мораль война, а не философа. Жесткое определение врага и даже если твой враг тебе очень дорог ты все равно должен его уничтожить. (кому покровительствует, функции,

Варуна– стоялна одном уровне с Митрой. Покровитель брахманов – жрецов. Передает тайные способы взаимодействия с миром. Это бог рожденный из воды – непостоянный – в нем есть что-то женское. Функция Варуны – это карающий бог. Здесь его непостоянство позитивно. Его нельзя умилостивить, с ним нельзя договориться, он пообещает, но не выполнит. Правит ночью, несет лунную силу.Тоже применяется эпитет агний – но огонь вспыхнувший – подчеркивается иррациональность. Орудия, при помощи которых он наказывает, включают: путы – запутывает человека, и человек сам себе становится врагом и многое другое.

Передает знания брахманам – они помимо служения представляли собой некую карающую организацию.

Индра – покровитель обычных воинов. Функция Индры – космогония и зачатие. Боги (Индра) участвовали в космогонии – сначала был общий океан, в котором плавало большое яйцо, у которого был страж великий змей Вритра. Он был защищен заклятием – его нельзя было убить ни днем ни ночью. Индра убивает его броском копья, протыкает яйцо и приковывает его к земле. И от этого начинает развиваться мир. Момент зачатия – бросок копья. Убил в сумерках.

Айшвины – боги близнецы покровительствовали ремесленникам. Пастушеские боги, более низкие хоть и входят в четверку главных богов.

В чем же культ?

Слово ритуал (санскрит) происходит от слова рита, рита – означает некую речь, но не простую, а речь космическую, слова, которые говорит космос и только воспроизводит брахман. Еще один перевод слова рита – закон. Слово сказанное становится законом. Этому закону подчиняются все: и боги и люди.

Ритуал – воспроизведение того, что было совершено когда-то и кем-то, причем не человеком. Брахман должен воспроизвести некую модель, которая очевидно имеет отношение к самой космогонии – возникновению космоса. Деятельность брахмана важна и для самого космоса. Для того чтобы лавина сошла кто-то должен в нужный момент шевельнуть какую-то песчинку и здесь есть какая-то функция самого брахмана.

Ритуал Ашвамедха

Ритуал жертвоприношения коня. Наиболее древний и наиболее примитивный ритуал.

Ритуал совершается группой людей, между которыми строго поделены функции. Тот, кто совершает определенные физические действия – адхварью(приводит коня, готовит приношение, выливаетего в огонь и т.п.), сопровождая их произнесением особыхжертвенных формул; те, кто исполняет при этом гимны – удгатари читает тексты –хотар; наконец, тот, кто молчанаблюдает за ходом ритуала – брахман, совершающийсвою часть священнодействия умом.

Обязательно три составляющие ритуала. Самую большую жертву принес брахман – половину, а остальные по четверти. Самое большое действие в ритуале – умственное усилие.

Физическое действие – приносить в жертву коня. Речевое – заклинания. Брахман – действовать умом. Слово веда всегда в конце – оно заканчивает ритуал, «кто так знает тот то-то и то-то».

Ритуал открывается слогом «ом». Это горловой звук, транскрибируется как «аум». Означает согласие. Если ритуал начался со слова ом – мы даем полное согласие со всем что там написано. Жертва умом – согласие с тем, чего не знаешь (риск). Шаг вправо шаг влево – брахман может покарать.

Принцип организации ритуала – все предложения связывает один принцип – принцип тождества (отождествления) одного с другим. Это есть то. В отличие от магии не принцип подобия, а принцип тождества.

Операция проекции – операция, которая отождествляет это с тем (коня с миром). Тождество – человек вошел в образ и в нем остался. В данном случае Брахман проекцирует на коня мир.

Первая фраза ритуала –жертвенный конь –естьмир Глаз коня – это солнце, другой глаз – месяц, грива – ветер, шерсть – деревья и травы…

Конь реально превращается в мир. И тем самым происходит жертва всего мира в образе коня. Т.е. происходит переворот бессознательный. В тот момент, когда брахман этого тождества достигнет, что-то произойдет с ним самим – он отождествится с богом (вершина ритуала). Атман – есть Брахман.

Это вершина ритуала – тождество тождеств. Это бессознательный момент. Что такое мир с точки зрения брахмана? Из чего он возник?

Мир – это не что иное, как тело самого бога, одна из его форм, то, что возникает из самопожертвования богов. В очень древних космогониях – когда бог сотворил мир, что-то пошло не так, и мир начал превращаться в хаос, ему надо было принести себя в жертву чтобы все пошло нормально.