6.Системная семейная психотерапия.

Стратегическая (Джеймс Хелли – ученик Эриксона, Сальвадор Минухин).

Основную модель разработал Хелли. Хелли и Минухин в 1967 года вместе работали в клинике Филадельфии. «Семья и семейная терапия», «Терапия, ориентированная на решение проблем» - подход Минухина.

Активный подход, сфокусированный на представлении симптома. Часто ограничивается десятью сеансами. Быстрые методы лечения. «Изменения: принципы формирования и решения проблемы» Фиц.

Стратегические терапевты не занимаются этиологией проблемы, не концентрируются на личностных особенностях членов семья, не нужен инсайт. Исследуют факты, обеспечивающие устойчивость семьи и чем поддерживает существующее взаимодействие в семье. Стремятся выявить и изменить проблемно-поддерживающее поведение. Решение конкретных наличных проблем. Основное внимание – к деталям симптома и обстановке в семье в данный момент

«Холодные манипуляторы» - стратегические психотерапевты. Повлияли работы Милтона Эриксона. Основное внимание техникам и приемам: действия, направленные на симптом, проблему.

Отличительная черта: выработка новых стратегий при возникновении новых проблем

Три основные теории появления проблемы:

  1. Кибернетическая теория. Трудности оборачиваются хроническими проблемами из-за многократного повторения и принятий ложных решений.
  2. Структурная. Проблемы из-за изъянов в семейной иерархии
  3. Функциональная. Люди пытаются косвенно управлять друг друга или защищать. Их проблемы начинают участвовать в функционировании семьи.

 

М. Эриксон

1. Использование косвенных методов воздействия

2. Принятие всего, что предлагает клиент, и смотрит, что получается.

Пало-Алто – направление:

Джекосон и Бейтсон открыли концепцию «двойной связи». ДС – тупиковая ситуация, когда индивид получает на разных уровнях коммуникации два противоречивых сообщения от одного и того же лица, причем ни на одно и них нет возможности адекватно реагировать.

Теория систем.

Минухин – курсы для подготовки психологов и психотерапевтов латино-американского происхождения. Межнациональная работа.

Мало теории, много практики.

Работал с Хоффманом: дисфункциональные семьи с нарушенной иерархией. Трудности при переходе от одного этапа к другому. Краткосрочный подход, ориентированный на решении проблем в эти этапы. Этот подход один из первых получил название стратегического.

Проблема рассматривается в социальном контексте

  1. Взаимодействие между членами семьи происходит в определенном контексте
  2. Проблемные семьи застревают на определенном жизненном этапе.
  3. Симптомы делятся на поддерживающие систему и поддерживаемые системой. То есть семиптоны направлены на сохранение гомеостаза.
  4. Акцент на настоящем, а не на прошлом и будущем.
  5. Инсайт не является условием терапевтического изменения.

 

Нельзя устранить проблему одним проникновением в суть, так как проблемы поддерживаются текущими процессами взаимодействия.

Хелли: любые взаимоотношения – борьба за власть. (Кто определяет характер отношений)

Хелли – 4 принципа при выяснения сути проблемы:

  1. Психотерапевт не должен высказываться о проблеме иначе, чем это делают члены семьи. Неясные моменты необходимо уточнять.
  2. Терапевт не должен давать советов на этапе выяснения сути проблемы.
  3. Следует обращать внимание не только на проявление эмоций, но и на взаимодействие членов семьи между собой.
  4. терапевт должен принимать участие и не уходит в сторону о той проблемы, которая заставила обратиться к нему.

70е годы

Парадоксальное вмешательство. Терапевты берут ответственность за создание стратегии решения проблемы на себя.

Структурная семейная терапия

70й год.

Высокая эффективность подхода, виртуозность основателей.

Разрабатывал Минухин

Занимался детьми из перенесенных семей.

Увлекался интерперсонаяльной терапией Салливана.

 

Идея разыгрывания – внесение проолемных ситуаций в кабинет. Все техники конкретны и активны.

Минухин выпустил 9 книг. «Овладение семейно терапией: пути роста и трансформации». НЕ мог сидеть и слушать. Терапевт занимает активную позицию. Программы краткосрочные.

Понятия:

  1. структура семьи – организованная модель, в которой взаимодействуют члены семьи. Она не определяет и не влияет на поведение. Но описывает последовательности, которые становятся предсказуемыми и отвечает на вопрос: кто будет. Набор скрытых правил и последовательность поведения. Если изменить что-либо в структуре, то произойдет цепная реакция на все интеракции внутри семьи. Структура формируется под действие универсальных и уникальных (кто глава семьи) сил.
  2. подсистемы семьи. Каждый член семьи обычно является участником нескольких подсистем, иногда скрытых. Следовательно, есть множество ролей.
  3. границы. Интерперсональные границы регулируют объем и качество контактов с другими. Защищает автономию семьи, регулирует близость и иерархию. пропуск

Четкие границы обеспечивают супружеской паре частную жизнь.

Границы: Диффузные (когда молодые друг другу названивают, нет индивидуальных друзей и занятий) и жесткие. Границы должны быть четкими- некоторые функции не должны делиться с детьми, должна быть обеспечена частная жизнь для супружеской пары.

Структуры должны быть достаточно стабильными и гибкими.

Цель – изменение структуры так, чтобы она могла решать свои проблемы.

Струкутурные проблемы – неспособность адаптироваться к изменению обстоятельств.

Семьи компетентны и их следуют уважать.

Терапевт присоединяется к самой структуре, чтобы помочь ее перестроить.

Он не решает проблемы, а лишь видоизменяет функционирование семье. – общее с психоаналитической терапией.

Чтобы присоединиться, терапевт должен выразить принятие и уважение.

Причины неудач не объясняют сопротивлением,

Техника – использование директив (глубоко продуманные предложение, почерпнутые из опыта)

4 стадии терапии

  1. Формирования отношений
  2. Определения проблемы
  3. Взаимодействия
  4. Постановки цели

 

Знакомство, разговор на общие темы, переход к конкретике, позиции всех членов семьи высказываются по очереди, найти ключ к пониманию иерархии в семье. Формулировка цели.

 

+ межпоколенческая семейная терапия (Миланская модель, Гейдельбергская школа), нарративные (повествовательные) подходы (Майкл Уайт, Гарольд А. Гулишиан), семейную скульптуру (Вирджиния Сатир), интегрированную семейную терапию (Ханс-Вернер Гессманн - Психотерапевтический Институт Бергерхаузен – г. Дуйсбург) и подходы, ориентированные на решение (Милуокская школа).