15.Техники семейной терапии.

В первую очередь терапевт делает акцент на ресурсах семьи, то есть позитивных аспектах супружеского или детско-родительского взаимодействия. Найденные терапевтом ресурсы в дальнейшем используются им как база для изменений.

Широко в семейной терапии применяется "позитивное переформулирование" или рефрейминг, когда определяется функция симптома, и он помещается в более подходящие контексты.

 

Клиент может также получать домашние задания. Например, пациенту, который страдал депрессией после смерти дедушки и никогда не обсуждал эту историю со своими родителями, я дала задание поговорить с отцом о дедушке (его отце), попросить что-то рассказать о нем.

 

С помощью интервью терапевт строит первичные гипотезы по поводу функционирования симптома в семейной системе, после чего эти гипотезы проверяются, и члены семьи могут получать предписания как домашние задания, направленные на определенный способ взаимодействия по поводу симптома с целью его устранить. Так, оригинальное предписание дала Варга А. Я. ссорящимся супругам. Поскольку жена очень любила громко скандалить в общественных местах, то мужа попросили, как только она начинает скандалить - он начинает раздеваться. При очередной ссоре в ресторане муж начал снимать с себя рубашку. Если бы ссора продолжалась, то он рисковал остаться голым. Надо также отметить, что, давая это задание, терапевт учитывала, что жена была очень ревнивой. Кроме того, довольно затруднительно кричать на голого человека, ведь он становится беззащитен. Соответственно, если бы начал скандалить муж, то раздеваться пришлось бы жене. Это предписание было также метафорой самого симптома, отражающего желание жены словесно раздеть мужа на глазах других людей.

Когда уровень тревоги снижается, то человек способен наблюдать за собственными эмоциональными процессами и управлять ими.

Высокий же уровень тревоги наоборот "включает" автоматические реакции. Например, на сказанное женой слово, муж мгновенно начинает кричать. Часто в семьях тревога переводится в агрессию и конфликты, и таким образом семья разряжает создавшееся напряжение.

Кроме того, терапевт может высказывать семье свои гипотезы, задавать рефлексивные вопросы, то есть вопросы, заставляющие членов семьи думать над происходящим в каком-нибудь новом ключе, с нового ракурса.

 

+ рассказать о методах в каждом виде сем. психотерапии (психодинамический, системной, поведенческой…)