11.Пионеры семейной терапии Эриксон,Витакер,Аккерман.   Эриксона нет(

Милтон Эриксон – представитель стратегической психотерапии.  

 

 

Милтон Эриксон – родоначальник методов системной и стратегической психотерапии – разрабатывал специфический подход и многообразные стратегии вмешательства в зависимости от того, с какой именно проблемой он имел дело. Эриксон верил в то, что все проблемы и уникальны, и универсальны и могут быть решены многими способами. По его мнению, пациенты склонны воспринимать свои проблемы как ловушку, из которой возможен лишь один выход, неизвестный им, а на самом деле у них есть широкий набор альтернатив. Он энергично вмешивался, чтобы нейтрализовать симптомы и чтобы побудить пациента вести себя новым, более адаптивным путем. В отличие от большинства психотерапевтов, считающих, что ответственность за успех психотерапии лежит на пациенте, Эриксон считал, что он полностью отвечает за результат лечения.
Для его практики характерны два подхода, которые оказали большое влияние на других стратегических психотерапевтов:
1) использование косвенных методов воздействия;
2) принятие всего, что предлагает клиент.

 

Эриксон подчеркивал, что психотерапия основывается на уникальности, неповторимости каждого человека.

     Широкая известность Милтона Эриксона началась с книги «Стратегии семейной терапии», составитель которой  Джей Хейли – теперь он терапевт с мировым именем, один из основателей семейной терапии.

     Цели его терапии очень просты  – жизненный цикл семьи, где в период ухаживания Эриксон успехом терапии считал брак; в первые годы семейной жизни – это рождение детей; на любой стадии жизни семьи критическим шагом развития семьи является ее переход на следующую стадию.

     Приемы терапии Эриксона:

- поощрение сопротивления;

- предложение худшей альтернативы;

- коммуникация с помощью метафор;

- поощрение рецидива;

- поощрение реакции посредством ее фрустрации;

- использование пространства и положения членов семьи во время терапии;

- подчеркивание положительного и доверие подсознанию;

- амнезия, управление информацией и отказ от самоисследования;

- пробуждение и высвобождение;

- работа с жизненным циклом семьи.

М. Эриксон

1. Использование косвенных методов воздействия

2. Принятие всего, что предлагает клиент, и смотрит, что получается.

     Для эриксоновского подхода характерно выраженное внимание к той проблеме, которая, по мнению клиента, привела его к психотерапевту. Если клиент пришел избавиться от симптома, то Эриксон обычно работает прямо на устранение симптома, но посредством такой работы он производит все те изменения во взаимодействиях между супругами, которые он считает нужным произвести.

      Эриксон утверждал, что для пациента область симптома является наиважнейшей, поэтому именно в этой области психотерапевт может установить рычаг, который и послужит орудием изменения. Если один из супругов страдает от симптома, то устранение симптома может изменить супружескую жизнь в целом. Например, Эриксон приводил классический случай, когда оба супруга страдают от одного и того же симптома. Муж и жена страдали ночным недержанием мочи. Эриксон устранил симптом у обоих, заставив их намеренно и одновременно помочиться в постель.

     Эриксон часто обставлял все так, что для человека оказывалось труднее сохранять проблему при себе, чем решить ее. Некоторые из его предписаний предполагают выполнение добровольно взятых на себя неприятных обязательств, например, обязательства делать физкультзарядку каждый раз в два часа ночи, если симптом за данные сутки проявился большее число раз, чем пациент того хотел.

Натан Аккерман – дедушка семейной психотерапии. Детский психиатр. Всю жизнь был предан психоанализу. Он говорил, что семья может быть видимостью союза, но на самом деле есть эмоциональный раскол, конкуренция. Похоже на психоаналитическую модель личности.

Вначале он придерживался традиционной схеме работы: он с ребенком, а мать – с социальным работником. Потом закреплял одного терапевта и за матерью, и за ребенком.

Стал воспринимать семью как базисную единицу.

1955 – первая сессия по семейной диагностике. Познакомился с Боуэном, Джексоном и Уином.

1952 – клиника.

Институт семьи Акермана.

1938 – «Союз семьи»,

1950 - статья «Семейная диагностика. Подход к дошкольникам»

1962 – первый журнал «Семейные процессы»

Перенес внимание с инстинктов на объектные отношения, исследовал младенческую зависимость, Эго. Долгосрочная терапия, действия на базе реальности.

Психотерапевт – нарушитель покоя, выносит секреты семьи на свет.

Каждый член семьи – одновременно и самостоятельная личность, и член подгруппы семьи, и семьи в целом. Интрапсихические процессы (прошлое) и семейные системные процессы (в данный момент) равнозначны в психотерапии.

Побуждал к столкновениям, и как следствие, к открытым высказываниям.

На первую сессию должны были прийти все члены семьи. Кто с кем садится, кто говорит, кто кого поддерживал. Невербалика.

Делал выводы о коалициях в семье.

Семейные секреты – обще знание, о котором просто никто не заговаривает. Во время сессии Акерман вел себя непринужденно, мог вставать на разные стороны, не считал, что психотерапевт должен быть объективен и нейтрален, поэтому поддерживал то одного, то другого члена семьи.

Тезисы:

  1. Диагноз супружеских отношений – заключительное определение, отражающее этиологию и динамику расстройства. То есть сначала ставится предварительный диагноз.
  2. Для семейного диагноза необходимо разделение ролевых функций.
  3. Невроз отдельной личности не является единственным фактором, предопределяющим судьбу семьи
  4. При терапии необходимо учитывать не только невротическое ядро, но и изменяемые черты личности супругов.
  5. Конфликт семьи связан со внутренним конфликтом каждого супруга.
  6. Проблемы супружеских взаимоотношений характеризуется отсутствием взаимной удовлетворенности
  7. Взаимозависимость и взаимодополняемость ролей мужа и семьи.
  8. Эффективность психотерапии тесно связана с характером мотивации пациента.
  9. Инд. Психотерапия каждого из супругов оказывает влияние на их взаимоотношения под воздействием различных факторов.

 

Иногда был вспыльчивым. Мог накричать.

Занятия на дому.

Терапевт должен быть эмоционально вовлечен в работу с семьей. Метод конфронтации.

 

Лаймон Уин

Забота о несчастных.

Эффекты коммуникаций изучал. Акцент на том, как передается в семье патологическое мышление.

1952 – институт психического здоровья.

Существует конфликт между потребностью ребенка в развитии (выталкивает из семьи) и установление отношений с семье (втягивает).

Шизофрения – проблема не индивида, а всей семьи. Надо работать со всей семьей.

С ним согласился Боуин.

Псевдовзаимность (видимость сплоченности, маскирует конфликт) и псевдовраждебность. Границы вокруг них – резиновая ограда. Они неустойчивы и непроницаемы для внешнего воздействия.

В семьях большинства больных нет глубоких и теплых отношений.

Карл Виттакер – тоже пионер, ко-терапия (терапию проводят двое терапевтов).

Самый дерзкий, упрямый основатель семейной терапии. Эмоциональный накал во время сеанса. Он считал, что психологические проблемы имеют зажатые люди.

Психотерапия абсурда – смесь теплого участия и непредсказуемых эмоциональных провокаций. Необходимо для подготовки к столкновения с собственным опытом клиента на глубоком уровне. Учил спонтанному поведению

1946 – возглавлял факультет психотерапии. Дважды в год – конференции по семейной терапии.

1955 – перешел к частной практике. Разработал эмпирическую форму психотерапии, провокационные техники.

Мало занимался теорией. Поэтому его техники и работа трудно доступна для обучения.

1965 – профессор в Висконте

1982 – вышел в отставку, стал ездить по миру с собственными семинарами, демонстрируя свою технику.

Много работал с семьями шизофреников. Эффективно.

Широко использовал на практике стрессовые ситуации, необходимые для  изменения поведения.

Мюррей Боуин – психиатр, специализировался на шизофрению. Много значения придавал теории.

Перешел с работы с одним клиентом на диады.

Терапевтический треугольник.

Родился в сельской семье, отслужил в военных силах, где столкнулся с большим количеством психопатии. Поэтому он занялся психиатрией. \

Стал получать психоаналитическое образование, 13 лет собственного анализа.Хотел применить психоаналитические концепции к лечению шизофрении.

Работал в клинике Менингера. Дети с матерью селились в коттеджах, где он их наблюдал. Симбиоз матери и ребенка, его влияние на течение шизофрении.

Концепция о самодифференциации – независимость о других. Изучал отделение мышления от чувств.

В институте психического здоровья – руководитель отделения семьи.

Понятие тревожной привязанность – форма патологического (движется страхом, отключается тревога и самообладания), противоположенность – функциональная привязанность.

Расширил концепцию – включил отцов в симбиоз. Понятие триангуляции.

В результате любого конфликта двух людей, его можно решить только путем включения третьего.

1959 – профессор психиатрии. Собственная учебная программа. Разработал свою основную теорию. В первые годы обеспечивал для каждого члена семьи отдельного человека. Но это приводит к функциониронаию семьи (перетали обсуждать проблемы друг с другом). Семья – единица расстройства. Работа с семьей одновременно.

Большие терапевтические сессии. Сначала для сотрудников и их семей. Близость и открытые коммуникации на сессиях должны разрешить внутренние проблемы. Сперва для этого было 4 терапевта, но потом заметил, что каждый терапевт склонен уводить сессию в решение собственных проблем. Так остался один руководитель, остальные – поддержка. Теперь каждый член семей тоже самое. Тема разговора все время менялась. Тогда Боуин решил чередовать семьи. На одной сессии в основном решались проблемы одной семьи. Остальные – слушатели.

Встречи стали похожи на боксерский поединок. Кто сильнее, тот и побеждает, в отсутствие судей.

- Склонность семей втягивать терапевта в центр процесса. Сложно оставаться нейтральным. А это очень важно! Стал применять специальные приемы, чтобы терапевт не был впутал в семейные конфликты. Триангуляция. Треугольник – наименьшая стабильная единица взаимоотношений. До этого он встречался с родителями больных детей без детей.

Треугольники размножаются. Чем сильнее конфликт, тем больше людей подключается.

Семейная тепарапия – одновременно и метод (работа с целыми семьями) и ориентация в работе (понимание людей в контексте значимости эмоциональных систем).

Один из лучших способов подготовки терапевтов – работа с собственными семьями. Лечение любого клиента через работу с семьей. Цель – установить контакт, доверие клиента со всеми членами семьи.

Семья всегда внутри нас. Уйдя из семьи, мы несем в себе неразрешимую эмоциональную реактивность. Проблема повторяется в каждых новых отношениях. Отношения с родителями – самое важное незаконченное дело нашей жизни.

 Работы: «Использование семейной терапии в клинической практике», Теория в практике психотерапии 1956.

Понятия:

  1. Самодифференция – отделять чувства от мысли. Есть недифференцированные люди, у которых интеллект затопляется эмоциями. Такие люди любо подчиняются другим людям, либо принимают псевдонезависимость (демонстративно).
  2. Треугольники.
  3. Эмоциональный процесс нуклеарной семьи. Взаимозависимость, способность регулировать эмоциональность. Влияет на супружеский конфликт, эмоциональную дистанцированность, физическую и эмоциональную дисфункцию супруга, проецирование проблем на одного из членов семьи.
  4. Процесс семейного проецирования – большинство родителей склонны переносить свои проблемы на детей.
  5. Мультигенеративный процесс передачи – переход от поколения к поколению взаимосвязных треугольников.
  6. Позиции сиблинга. У детей образуются устойчивые качества личности. Основанные на сиблинговых позициях в семьях. Конфликт сиблингов – результат конкуренции.
  7. Эмоционально отсечение – способ, с помощью которого люди справляются с недифф.)
  8. Социальный процесс (общество – семья)

Люди говорят, но не умеют слушать других.

Мультисемейные сессии. Помогает, когда люди видят свою проблему у других. Использование замещающих сцен (фильмы, например). Терапевт сохраняет нейтральность и объективность. Предлагает больше говорить о фактах, а не о чувствах. Рекомендует между сессиями окунаться в прошлое, уезжать в отчий дом.

 

Один высокомотивированный член семьи может стать осью для изменения всей семейной системы.