10.Влияние компьютеров на семейные отношения.

За последние 20-30 лет отношение человека к компьютерным технологиям изменилось. Если на первом этапе компьютер рассматривался только как вычислительная техника, система для программирования, то есть рабочий инструмент, то сейчас компьютеры являются уже не роскошью, а неотъемлемой частью нашей жизни.

Компьютер дает человеку многие возможности:

·      общаться посредством интернета с другими людьми, отсутствие пространственных границ;

·      совершать покупки, осуществлять продажи;

·      быть в курсе последних событий, новостей;

·      самовыражаться - высказывать идеи, мысли, писать книги, научные работы и т. п.;

·      искать различную текстовую, аудио- и идеоинформацию;

·      работать и учиться;

·      занять свободное время просматривая фильмы, слушая музыку, играя в игры.

Функции компьютера в семье

·      Дети до определенного возраста заинтересованы в компьютере как в игрушке, он несет в себе развлекательную функцию.

·      Ближе к подростковому возрасту просыпается желание общаться с другими людьми (особенно с ровесниками) и на первое место выходит коммуникативная функция компьютера.

·      Чуть позже может на первый план выйти информационная и обучающая функция компьютера. Это источник, который позволяет получать знания и использовать их в образовательной системе и самообразовании.

·      Далее компьютер начинает выполнять профессиональные функции - применение знаний компьютера и различных программ.

·      Также компьютер может выполнять функцию хобби, заполнять свободное время человека.

Как грамотно использовать компьютер для развития ребенка и уберечь его от опасностей?

Этот вопрос встает перед многими родителями. Поскольку компьютеры и другие технические устройства для детей очень интересны, ребенок будет искать возможность как и где можно поиграть, посидеть за компьютером. При жестком запрете родители могут столкнуться с тем, что ребенок начнет врать. К тому же чтобы быть успешным в  современном мире, необходимо иметь хорошие навыки пользования компьютерными технологиями.

Чтобы научить ребенка пользоваться компьютером, чтобы контролировать и регулировать его времяпрепровождение за компьютером можно вместе с ним поиграть в развивающие игры, вообще – совместно проводить сеансы за компьютером. Чтобы защитить ребенка от некоторого содержимого интернета разработаны антивирусы, родительский контроль, фильтры.

Там, где есть компьютер – особенно при наличии подростков и людей с зависимым типом акцентуации – возможно появление Интернет-зависимости. Интернет-зависимость проявляется в том, что подростки настолько сосредоточены на своей виртуальной жизни, что фактически отказываются от реальности. С помощью Интернета они реализуют уход от себя настоящего. Виртуальное общение служит средством, позволяющим удовлетворить те потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни, оно является средством компенсации жизненных проблем. Интернет­-зависимости подвержены люди, не умеющие и не имеющие особого желания общаться реально с собеседниками, то есть имеющие проблемы с коммуникативными навыками, обладающие фрустрированной потребностью в общении, которое им заменяет Интернет.

Опасность для семейных отношений представляют компьютерные игры. Человек чувствует удовлетворенность самореализацией в процессе интенсивной игры, потому что при нереальности виртуальных достижений вложенные в эти достижения ресурсы играющего реальны – это их подлинные переживания, время, иногда даже деньги.

Опасность заключается в том, что увлекшийся компьютерными играми человек попадает под влияние эффекта иллюзорной самореализации: не осознавая или даже отрицая это, он начинает «жить» в виртуальных мирах, реализуя там свои ведущие мотивы и жизненные цели. Ловушка заключается в том, что человек при этом вполне доволен своими достижениями и зачастую не осознает, что на самом деле не самореализуется.

Есть и позитивная сторона в игровой компьютерной самореализации. Например, подросткам свойственно ставить перед собой высокие жизненные цели, но недостаток жизненного опыта создает психическое напряжение, которое мешает их реализовать. В игре ребенок находит способ понизить  это напряжение. А компьютерные игры предоставляют особенно большую массу возможностей для самореализации подростка.

Увлечение играми приводит к затруднениям  самореализации лишь в том случае, когда  игровая самореализация подменяет собой самореализацию в продуктивной деятельности.

Наличие компьютера может приводить к разного рода семейным конфликтам.

Если компьютер в семье один, не исключено, что члены семьи начнут бороться между собой за личное время, проводимое за компьютером. Кроме того, уходя в виртуальную реальность, член семьи может пренебрегать своими обязанностями, не уделять достаточно времени домашним и так далее. Некоторые люди начинают тратить деньги на Интернет-игры, интернет-покупки. Возникают проблемы в общении, разобщенность членов семьи – ведь компьютер порой заменяет нам одновременно учителя, друга, собеседника и возлюбленного. Интернет зависимость возникает у людей, которые чрезмерно общаются в социальных сетях, и как правило возникает е тех кто в обычной жизни мало общителен, не смог себя реализовать

Для профилактики такого рода проблем важно искать альтернативные варианты времяпрепровождения. Это могут быть домашние игры, занятия спортом, выезды на природу, посещения спектаклей, концертов, интересных мест.

 

Важно не забывать о том, что компьютер должен быть помощником, но не заменять всю жизнь, все сферы жизнедеятельности в целом.