Чтобы создать условия для изменения необходимо установить контакт.

Цель психотерапии — создание условий для перемен. Главное в психотерапии — контакт, а контакт — это общение! Такое общение, которое способствует созданию условий для перемен.

 

Общение психотерапевта характеризуется сознательностью в отличие от эмоционального, бессознательного, стереотипного общения в обыденной жизни.Психотерапевтический контакт — это общение на разных языках речь, язык тела, язык образов, самоценности. + Эмпатия, сопротивление, трансфер и контртрансфер. Необходимо, чтобы он был сознательным.

 

Психологическая архитектоника консультативного контакта

 

1.      Психологическая дистанция

2.      Плоскость контакта

3.      Пространство консультативного общения

4.      Время и консультирование. Регламентирование времени

 

Дистанция:

Физическая дистанция.

Излишне удлиненная дистанция изменит содержание разговора. Излишне короткая дистанция также мешает установлению контакта. Оптимальная дистанция — консультант, в первую очередь, должен думать о себе, о своем комфорте. Сидеть напротив, не нужно ставить столов. Чтобы можно было свободно изменить позу так, чтоб это не нарушило контакт. «Я вас слушаю».

Психологическая дистанция

Нейтральность и сознательность.

1.      Доступность консультанта (Опытный консультант все время себя предлагает. При этом он выстраивает преграды между собой и клиентом до начала встречи. Клиент должен уважать консультанта).

2.      Самораскрытие консультанта (Свободные, чистые, искренние Я-высказывания, рассказывать про усилия, которые вы предпринимали в работе над собой, ваши трудности. Все согласно цели консультирования).

 

Плоскость контакта отражает иерархию управления в консультировании, которая создается практически с первой встречи. Ее устанавливает сам клиент.

Клиент входит в контакт, проявляя бессознательные тенденции. Проекция — всем людям свойственно наделять внешние объекты внутренними переживаниями. Консультативная реальность подвержена проекциям клиента.

·          Вертикальная плоскость контакта (клиент вверху).

Клиент: я к вам пришел, выполните мой запрос. Консультант: ниже клиента. Связано с объектными отношениями. Модель восприятия, взятая из детского опыта. Клиент проецирует: ты, как моя мама, которая делала все, что я хочу. Проекциям способствует: Слабая стимулированность консультативного процесса

·          Вертикальная плоскость контакта (клиент внизу).

«Делайте, что хотите, вы очень важный человек, образованный», «Отдаюсь вам, как моей матери».

·          Постепенно при длительном консультировании отношения переходят в горизонтальную плоскость контакта. Партнерские отношения. Клиент использует консультанта, как оптический прибор, который помогает ему заглянуть внутрь себя. Но полного равенства никогда не бывает. Консультант всегда лидер, более сознателен к себе, чем клиент.

 

Пространство общения

Понимание клиентом своих проблем. Видно со стороны. В процессе работы у консультанта возникает другая картина проблемы клиента. Это два разных пространства, в которых общаются консультант и клиент. Долгое время консультанту приходится, имея свое пространство, перемещать себя в пространство клиента и в нем существовать. Вместе с клиентом изучает это пространство. В конечном итоге возникнет определенное совпадение. Нельзя тянуть клиента в свое видение ситуации.

 

Время консультирования.

Регламентирование. Начало сеанса: «Я вас слушаю». 10-15 минут активного эмпатического слушания. Длительность сеанса — 45 мин. Частота встреч: 1-2 раза в неделю. Клиенту нужно время для переработки информации. В консультировании присутствует и прошлое, и настоящее, и будущее.

 

Величие консультирования: Если в консультировании удается создать условия для точного понимания клиентом самого себя в данный момент, клиент может изменить свое прошлое и сделать таким, каким он хочет, свое будущее.

Победа бытия в человеке. Устанавливается новая связь времен. Будущее, как правило, воспринимается как совокупность преград. Когда бытие в человека побеждает, оно представляется череда возможностей, открываются пути их достижения. Консультант должен иметь огромную веру в потенциал человека и огромное смирение к тому, как люди этим потенциалом пренебрегают.

 

Прошлое — иллюзия, его не существует. Существует взгляд на прошлое в данный момент.