Клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса.

1.      Безусловное позитивное принятие клиента (принятие потенциала человека, его безграничных возможностей)

2.      Конгруэнтность (согласованность переживания и его сознавания, состояние целостности и адекватности личности, открытость опыту, не заслоненность защитными механизмами, все доступно осознанию)

3.      Эмпатический контакт

 

Техника эмпатического контакта

Эмпатия — «сильно чувствовать вместе». Чувствовать как другой в данный момент

Консультант видит клиента в перспективе его возможных перемен. Он – переводчик бессознательного клиента для него. Но если мы поделимся с клиентом тем, что он еще сам не осознает, эффекта не будет. Разъяснения вызовут злость, обиду, раздражение, недоверие, контакт будет прерван.

Сказать нельзя - нужно создать условия. Вовлечь клиента в процесс самоисследования (заглянуть в сферы неосознаваемого). Это позволяет сделать техника эмпатического контакта (слушания).

 

0)      Я вас слушаю.

1)      Отодвигание. Актуальные переживания отодвигаются на периферию сознания. Концентрация - внимательность к клиенту. Транссозерцание (принятие эманаций, идущих от клиента). Без оценок и интерпретаций.

2)      Поддержка и поощрение высказываний. Кивание, язык тела и «угу». Никаких слов, особенно да и хорошо. В результате - Релакс-эффект. Эффект исповеди. На время чувства клиента становятся чувствами консультанта. Эмпатия. Облегчающий эффект.

3)      Отражение.

-  Зеркало на плоскости. Повтор фразы на языке клиента. Клиент в это время осуществляет аффективно-когнитивную обработку значимых содержаний.

-  Стереоскопическое зеркало (не на плоскости). Соединение разных содержаний, чтобы человек задумался про разные вещи, но одновременно. Отражать надо то, по поводу чего у клиента есть амбивалентные чувства. Главное, чтобы у клиента возникло новое чувство по поводу своей проблемы.

Клиент в эмпатическом контакте должен говорить «да». Если контакт прерван – пауза консультанта. Пауза клиента – реакция на глубинную перестройку. Такую паузу нельзя нарушать.

4)      Сверка. Вектор внимания, направленный на эмпатический контакт. Здесь важно следить за паузами. Типы пауз:

o Паузы психотерапевта — возникающие в результате неточных действий психотерапевта. Терапевт сам должен их как-то ликвидировать. Если как-то неточно отразил после паузы - Я вас слушаю! — начать с нуля.

Почему неточно отражаем - плохо отодвигание.

o Паузы клиента. Это священные паузы, их нельзя нарушать ни в коем случае! Это глубокая пауза раздумий человека над самим собой и извлечение из бессознательного чего-то нового.