Информационный подход: консультирование - общение.

Эффективность общения— достижение цели, которая была поставлена человеком.

Сложность общения:

1.      В общении человек представлен целиком, на всех уровнях.

2.      Совершается на больших скоростях.

Общение в консультирование как обмен информацией. Транзакция.Сообщение (Послание) — та информация, которая доносится.Консультирование как обмен Посланиями.

3.      Каждое послание одновременно пишется на разных языках.

 

Психотерапевтический контакт это есть общение.

Цель психотерапии — создание условий для перемен. Главное в психотерапии — контакт, а контакт — это общение! Такое общение, которое способствует созданию условий для перемен.

Общение психотерапевта характеризуется сознательностью в отличие от эмоционального, бессознательного, стереотипного общения в обыденной жизни.

 

5 языков Послания:

1.      Речь (язык сознания; конс = беседа; все послания должны быть чистыми, молчание – золото).

2.      Язык тела (язык чувств, переживаний, эмоций; анализ зашумленных посланий с помощью кинетико-проксемического анализа; сопоставление что клиент о себе знает - речь и каким он по-настоящему себя являет тело).

3.      Язык самоценности (язык переживания бытия; самоценность — полнота переживания человеком самого себя как живущего, наполненного силами жизни бытия; сосуд самоценности — переживание полноты бытия в себе, наличия жизненной силы).

4.      Язык образов (язык бессознательного, символов)

5.      Велосенсорика (интуитивный, быстрое чувствование; все тело обретает способность открытого и точного приема энергетических посланий, идущих от клиента.)

 Языки общения: РЕЧЬ

Консультирование иногда называют беседой, потому что роль речи очень велика.Речь консультанта важна для эффективности и чистоты послания.

Основные принципы:

1 Все послания должны быть чистыми.

2 Молчание золото.

 Речевые ошибки (злоупотребления)

1.      Неточность в использовании речевых конструктов. Не должно быть слов паразитов, жаргона, научных терминов. Нужно точно подбирать слова для выражения обстоятельств, чувств, мыслей. Не должно быть грубой лексики (без грубого оценочного действия). Мягкий сослагательный язык. Раскрывающие формулы. Без точной речи невозможно полное присутствие.

2.      Избыточность, изобильность речи. Теряется функция передачи сообщения. В результате избыточности речи люди решают другие психологические затруднения. Личностные качества (тщеславие, доминирование) является причиной повышенной речевой продукции. + глубинная потребность быть, бытие хочет выразить себя через нас. И происходит сознательная подмена переживания бытия, люди начинают говорить, заявлять о себе. Молчать в такой ситуации = умереть.

 В чём причины всех этих ошибок:

1. Часто люди думают, когда говорят. Человек много говорит для того, чтобы обдумать ту или иную мысль.

2. Желание произвести определенное впечатление.

3. Эмоциональные причины негативные эмоции (резонерство на экзамене).

4. Не осознание людьми силы молчания.

 Базисные психотехники для психотерапии, основанной на речи:

I. Разъяснение. Они должны быть очень сознательными. Человеку должно быть ясно! Речь должна быть адресована к тому, что может быть воспринято.

II. Убеждение. Приходится делать что-то без лишних разъяснений. Другой вариант — внушение суггестия. Слова очень важны, важно даже звучание.

III. Интерпретирование. Сознательный пересказ.

IV. Прямое послание. Рассказ психотерапевта О СЕБЕ.

V. Отражение. Повторение того, что сказал клиент на его языке. Повторение как попугай.

VI. Техника вопросов. Разные виды вопросов: Прямые вопросы относятся к процедуре консультации (сколько вам лет); косвенные вопросы (расскажите о ваших чувствах, расскажите об отношениях с близкими).

 Навык внутренней тишины.

Главные принцип консультанта — Молчание — золото. Чем меньше консультант говорит, тем лучше. Консультант не должен быть поглощен внутренней речью постоянно в процессе терапии.Речь — канал установления контакта с клиентом. Внимание к речи клиента первостепенно.

 Речь клиента.

Осознанность его речи невелика.Не осознает ни причины трудностей, ни путей их разрешения.Внимание к тому, что стоит за словами. Что делает Послание зашумленным. Надо наибольшее внимание уделять не содержанию, а тому, что стоит за словами.

 Языки общения: ЯЗЫК ТЕЛА

Язык чувств, переживаний и эмоций. Сообщает собеседнику наше отношение к ситуации.Быть сознательным к языку тела сложно.

Жанры телесного языка:

1.      Положение тела в пространстве и как человек перемещается (походка)

2.      Жесты. Конвенциональные жесты — принятые в данной группе, этносе.

3.      Окраска кожных покровов.

4.      Запах. Отрицательные эмоции всегда плохо пахнут.

5.      Телесное сопровождение речи. Интонация, скандирование, высота, тембр голоса.

6.       Прикосновение (влияет на развитие в первые два года жизни тенденции к миру и от мира)

Хорошо сделать язык своего тела подвластным самонаблюдению.

 

Психотерапевт должен анализировать нечистые послания: что клиент о себе знает - речь и каким он по-настоящему себя являет - тело.

 Задачи:

1 Прочитывать послания клиента, написанные на телесном языке. Нужно получать опыт наблюдения за поведением других людей.

2 Обогащать опыт собственного телесного языка. Психотерапевт не должен впадать в отождествление, а если уж так случилось, то нужно послать чистое послание.

3 Изучать телесный язык:

I. Расширять диапазон телесного опыта.

II. В специальных упражнениях: релаксация, медитация, аутотренинг.

III. Научиться устанавливать контакт с отдельными органами тела и системами.

IV. Осознание. Называем телесный опыт словами для себя и для других.

 Напр. Игровая психотерапия. Детская игротерапия вся на телесном языке. Главное — убрать социальные стереотипы, это как проективный тест — малоструктурированная ситуация.

 Кинетико-проксемический анализ.

Благодаря этому можно увидеть различия между информации от тела и языка.

Кинетика — движения. Любое телесное движение представляет собой особое слово Всякий жест — символический или патологический — это язык выражения психической деятельности субъекта или социальной группы.

Проксемика — отношение (расположение людей в момент контакта). Это вся символика, используемая индивидом по отношению к к данному человеку, к делу, к себе самому и т.д. Когда человек в одиночестве проксемика спит и актуализируется только в общении.

 

 

 

 

Разъяснение. Беатотерапевту часто приходится что-то разъяснять клиенту, формулировать предписания, инструкции. Для этого необходимо использовать точные, спокойные, простые и ясные слова и выражения.
Убеждение. Речь может отличаться подчеркнутой энергичностью, силой, интенсивностью, специально отобранной и выверенной лексикой, которая в этом случае может быть достаточно жесткой. Убеждать надо кратко, четко и конкретно и верить в свои же слова.
Цитирование. Полезным навыком в беатотерапии считается умение цитировать, прибегать к обобщениям. 
Интерпретирование. Это, фактически, пересказ каких-либо содержаний своими словами. Интерпретирование может быть представлено как в виде словесных формул, так и с помощью метафор и образов.
Отражение. Речевое отражение отличается от интерпретирования тем, что беатотерапевт осуществляет речевое выскаывание с точки зрения клиента, на его языке, дословно повторяя именно то, что говорит клиент, не вводя никакой собственной интерпретации.
Вопросительная речь. Беатотерапевт должен обладать искусством задавания вопросов, он может использовать прямые («Что ты сейчас чувствуешь?»), косвенные («Когда люди рассказывают о себе, им бывает очень трудно...?») и цирку¬лярные («Когда мама пришла домой, а ты не захотела с ней разговаривать, потому что была обижена на брата, что чувст¬вовала бабушка?») вопросы.
Поэтическая речь. Важно уметь выразить определенные содержания на поэтическом языке, цитируя стихи(или создавая свои)
Языка притч. Если беатотерапевт изучает притчи, выучивает наизусть, старается проникнуть как можно глубже в их скрытый смысл и учится использовать в беатотерапии, то это выводит его речь совершенно на другой, более возвышенный уровень, делает его работу гораздо более эффективной.