(по Даниловой) 

 

Биологическая память- фундаментальное свойство живой материи приобретать, сохранять и воспроизводить информацию.

 

Виды БП:генетическая, иммунологическая и нейрологическая (нервная)

 

Генетическая память- память о структурно-функциональной организации живой системы как представителя определенного биологического вида

 

Иммунологическая память проявляется в способности имунной системы усиливать защитную реакцию организма на повторное проникновение в него генетически инородных тел (антигены. Иммунные белки, разрушающие антигены- антитела)

 

Иммуный ответ осущ.2 системами:

1.система Т-лимфоцитов. Клеточная защита.Разрушение чужеродных клеток с помощью специфических клонов лимфоцитов. Центральный орган- вилочковая железа (Т-тимус)

 

Т-лимфоциты-киллеры: на мембране антителоподобные рецепторы(распознают антиген и обеспечивают прикрепление киллера к клетке-мишени). Выделяется особый белок, продырявливающий мембрану клетки-мишени, приводя к ее смерти.

Т-хеперы (помощники). Вырабатывают ростовые и дифференцировочные факторы, которые необходимы для размножения и созревания лимфоцитов, образующих антитела, и лимфоитов-киллеров. СПИД- при поражении лимфоцитов-помощников

2.система B-лифоцитов. Относится к костному мозгу. Гуморальная защита. Выработка В-лимфоцитов и плазмоцитов, которые вырабатывают иммуноглобулины в качестве антител, встроенных в их мембрану.

Антитела встречаются с антигенами-> включается механизм , активирующий комплекс антиген-антитело, который получает возможность продырявливать клеточную мембрану

 

Клонально-селекционная теория. Ф.М.Беркет. 1957 г.

Лимфоцит (активированный антигеном) делится и дифференцируется и образует клетки секретирущие антитела. Из 1 кл — 500-1000 клонов клеток, синтезирующих один тип антител. Клоны лимфоцитов-потомков: эффекторные клетки (плазматические клетки, секретирующие антитела) + клетки памяти (при частом воздействии одним антигеном превращаются в клетки-потомки обоих типов). При повторной встречи с антигеном клетки памяти создают больще нужных эффекторных клеток и клеток-киллеров.

 

Т.о. Создается индивидуальный иммунный набор у взрослого человека => гибкое приспособление организма к разнообразию внешней среды.

 

Неврологическая ( нервная) память- совокупность сложных процессов, обеспечивающих формирование адаптивного поведения организма. У животных с НС.

Невр.память: генотипическая(врожденная. Безусловные рефлексы, импринтинг, инстинкты) и фенотипическая (основа ааптивного поведения, формиремого в результате научения; хранение и извлечение инфо, приобретенной в течение жизни).

 

Временная организация памяти. Хебб

КП. Объем инфы ограничен. След в ней лабилен, неустойчив. Механизм- многократное циркулирование импульсов (реверерация) по замкнутой цепи нейронов. Др. т.з.- изменения клеточной мембраны

КП: Иконическая(зрит) и эхоическая(звук)

ДП. Процесс консолидации- переход из КП в ДП. Энграмма (след памяти) устойчива. Время и объем инфы- не ограничен. Механизм: устойчивые изменения нейронов на клеточном, молекулярном и синаптических уровнях

 

Джеймс: первичная и вторичная память.

 

Основное док-во двойственной природы памяти- ретроградная амнезия (выпадение из памяти событий, предшествующих действию амнестического агента)

 

Концепция активной памяти

Греченко Т.Н. Роль функционального состояния мозга в фиксации и воспроизведении энграммы

Временная теория не объясняет спонтанное восстановление памяти после амнезии

Состояние энграммы- степень ее готовности к воспроизведению. Активность энграммы- электрическая активность нейронов.

 

Активная память- совокупность активированных «старых» и «новых» энграмм

 

Декларативная и процедурная память.

 

Декларативная(экспицитная)- запоминание объектов, событий, эпизодов. Основана на ассоциации одновременно действующих раздражителей. Сознательная. Эксплицитное обучение происходит быстро. Различие знакомых и нет ситуаций. Структуры мозга- медиальные части височных долей.

 

Процедурная(иксплицитная)- память на действия. Моторные навыки, перцептуальные стратегии, классические условные и инструментальные рефлексы. Может осуществляться без осознания. Иксплицитное обучение происходит медленно. Хранение инфы о причинно-следственных связях.Структуры мозга-сенсорные и моторные системы мозга