Речь — процесс общения при помощи языка.

Язык — система знаков, сопряженная с универсальными правилами их связывания.

Функции речи:

  1. Коммуникативная (передача информации, чувств, побудительная функция)
  2. Регулирующая (воля, интериоризация)
  3. Программирующая
  4. Когнитивное сжатие — использование понятий снижает сложность мира и дает возможность оперировать со сложными понятиями.

Виды речи:

  • ·       Устная (экспрессивная, импрессивная)
  • ·       Внутренняя
  • ·       Письменная (письмо, чтение)

Экспрессивная и импрессивная речь

Экспрессивная речь: Замысел — внутренняя речь — развернутое внешнее речевое высказывание

Импрессивная речь: восприятие — декодирование — понимание

 

Импрессивная речь

Слух — первичная кора (41 поле) и вторичная кора (42 поле).

1874 год — зона Вернике. Задняя треть верхней височной извилины левого полушария. Отвечаем за понимание инфы.


При поражении области Вернике человек всё слышит, но содержания слов не понимает, они не вызывают у него ассоциаций; родной язык звучит для него, как иностранный. Из-за сенсорной афазии человек не может выделять и различать речевые звуки.

Больной не осознает, что речь у него нарушена, и раздражается, если его не понимают.

Больной не понимает простых вопросов (вида «как тебя зовут?»).

Письменная речь нарушена.

Алексия — потеря способности к чтению. Дислексия — легкая степень.

Описана в 1891 году Ж.Ж. Дежерином.

Виды алексии:

  1. Фонематическая алексия — левая затылочная область (поле 19). Не узнает или путает буквы.
  2. Вербальная алексия — левая угловая извилина (поле 39). Не может связать буквы в целое слово.
  3. Передняя алексия — поражени зоны Брока (поле 44, 45). Ограничение понимания из-за отсутствия проговаривания.

Поражение Брока и Вернике у глухонемых — то же самое, только с языком жестов.

Проводниковая афазия — трудности при повторении слов вслух, при относительно сохранной как экспрессивной, так и импрессивной речи.

При поражении дугообразного (аркуатного) пучка. (соединяет зоны Брока и Вернике).

 

Семантическая афазия — трудности понимания сложных грамматических конструкций.

 

История Джилл Тейлор — 1966 год.

Невролог. После инсульта через 8 лет смогла восстановить речь.