Психофизическая проблема – это проблема соотношения души и тела

Неандертальцы впервые начали хоронить своих умерших: они клали в могилу умерших животных, цветы и предметы религиозного культа.

Первые предположения о местоположение души.

Эпоха верхнего палеолита (40-18 тыс. лет назад)

Люди стали захоранивать черепа отдельно от туловищ. Появился культ черепов. Черепа предков долго хранились после захоронения тела, а иногда даже помещались вовнутрь идолов. Иногда из черепа умершего посредством собой операции извлекали мозг, а затем его, поедали, чтобы приобрести качества умершего. У папуасов Новой Гвинеи (18 века) после смерти отца дети поедали ради этого мозг.

Древний Египет (2-2,5 тыс лет до н.э.)

Древние египтяне не связывали душу с мозгом. При бальзамировании они не пытались как-нибудь сохранить мозг. Его извлекали его из тела, как не нужный орган.

Изображение суда после смерти в Египте: Взвешивание сердце покойника на суде Осириса. В центре зала суда стоят весы, на которых боги Тот и Анубис производят взвешивание сердце покойника, на троне сидит Бог, а перед ним сидит чудовище Амат, готовое съесть покойника, если его сердце окажется тяжелее правды в виде пера богини Маат.

В древнем Египте была хорошо развита медицина. Папирус Эдвина Смита (16 в до нэ.) – старейший образец древней медицинской литературы. Самый древний текст, где впервые в истории появляется слово мозг. Впервые описано, что травмы мозга могут вести к параличу и нарушению сенсорных функций. Имхотеп – первый из известнейший гениев человек, первый изобрел пирамиды, был первым врачом.

Античный период. Древняя Греции.

Анаксимен Милетский (586-628 до н.э.) – душа связана с воздухом и дыханием, расположена в легких.

Акмеон Кротонский (5 век до нэ) – древнегреческий философ. Полагал душа бессмертна, него при жизни находится в мозге. Открыл зрительный нерв, евстахиеву трубу.

Демокрит (460-370) – душа материальна и не бессмертна. Состоит из мелких шарообразных гладких и подвижных атомов, которые распределены по всему телу

Гиппократ (460-370) – высказывал противоречивые мнения о функции мозга. В одних случаях мозг рассматривается как железа, освобождающая организм от излишней жидкости, в других – как орган, вырабатывающий семя, и только в трактате о священной болезни говорил о связи мозга с мышлением, с эмоциями, с восприятием и памяти, и психическими заболеваниями т.д.

Платон (427-347) . душа бестелесна, но имеет три начала, которые локализованы в разных местах тела: разумное начало – в мозге (сосредоточено восприятие, мышление и память), неразумное начало – в печение и пупе; яростный дух – в сердце

Аристотель (384-322) – есть три вида души: растительная – распределение по всему телу, животная душа – в сердце, разумная – бестелесная. Мозг – это железа, которая вырабатывает слизь для охлаждения крови.

Врачи:

Герофил (335-280) первые начал делать вскрытия. Открыл нервы, показал различие между венами и артериями, определил диагностическое значение пульса. Утверждал, что разум находится в мозге в виде животных духов, которые потом по нервам распределяется по телу.

Эрасистрат (304-250) – внук Аристотеля. Описал строение мозга и нервной системы, открыл мозжечок, желудочки мозга. Придавал большое значение коре головного мозга.

Античный период. Древний Рим.

Гален (129-200), опираясь на множество собственных наблюдателей и экспериментов и обобщив и систематизировав познания медиков Востока и Запада, описал зависимость организма от нервной системы. После Галена медицинские трактаты его предшественников стали ненужными. Согласно Галену, материальным субстратом души являются животные духи, заполняющие желудочки. Эти духи, вырабатываясь, растекаются по телу, позволяя человека работать

Средние века.

Сирийский епископ Немезий Эмесский (р. 390) вновь открыл забытое творчество Галена для средневековой Европы. В своем монументальном труде «О природе человека» Немези подробно изложил взгляды Галена. Учение Галена стало широко известным, было канонизирован церковью, в результате чего оно стало непререкаемой истиной и просуществовало практически неизменным еще почти тысячу лет.

В передней полости расположена общее чувствилище, связанно с нервами с органами чувств, в этой полости также пребывает фантазия и воображение, средняя полость – сосредоточение мыслей и суждений, задней полости - память

Эпоха Возрождения.

В конце 15 века папа Сиксет 4 (1414-1484) разрешил всем университетским учреждениям осуществлять вскрытие и препарирование трупов. Возобновилась на практике проверка того, что приводилась в трудах Галена и его школа. Он придумал индекс запрещенных книг.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Три странных желудочка по Галену: ввел в мозг расплавленный мозг, а потом вскрыл, и оказалось, что форма желудочков другая, и Гален ошибался. И тогда возник вопрос, где находится психика человека. По геометрии он высчитал, что на пересечение диагонали куба – там и есть соединение души и тела, то есть попадает где-то на гипофиз. Он особого влияния это взгляды не оказали, пригодились данные о строении желудочков.

Андреас Везалий. Основоположник современной анатомии (1514-1564). В 1543 выходит анатомический атлас Везалия, опровергнувший многие догмы Галена (что в сердце имеется кость, что печень состоит из пяти долей, что нижняя челюсть содержит два парных кости). Впервые подробно описаны ствол мозга, мозжечок, четверохолмия, таламус, мозолистое тело, большие полушария. Желудочки мозга, эпифиз и гипофиз. Согласно Везалию, свои функции мозг выполняет с помощью животного духа, который вырабатывается в мозгу и мозговых оболочках и выходит на периферию по нервам.

Констанцио Вароли (Анатом и папский рвач)(1543-575) полагал, что мнение о пребывании животных духов в желодочках мозга ошибочно, так как они содержат не воздух, а жидкость. Эта жидкость имеет единственное назначение выводить продукты распада веществ образующихся при деятельности мозга. Он выдвинул положение, что субстанция мозга служит субстратом душевных явлений. В ней, в частности, в больших полушариях представлены картины вещей в символическом виде, лишенных всего телесного

Новое время.

Французский философ и математик Рене Декарт: душа и тело связываются через эпифиз. Он раскачивается и направляет животные духи в разные отделы мозга, а оттуда к нервам и мышцам. Обратно от органов чувств животные духи движутся к эпифизу заставляя его колебаться особым образом, который уже распознает лица.

Лишь в 1748 году швейцарский естествоиспытатель Альберт фон Галлер (1708-1777) попытался проверить Декарта. Он вкалывал в эпифиз, и ничего серьезного не происходило – только судороги у собачек.

Против метафизики Декарта единым фронтом выступали французские материалисты: Ламерти, Дидро, Гельвеций, Гольбах, Пьер Кабанис.

Жюльен Ламетри: Душа – это лишенный содержания термин, по которы не кроется никакого определенного представления и которым ум может пользоваться лишь для обозначения той части нашего организма, которая способна мыслить  и помнить

Пьер Кабанис. «Мышление это функция мозга». Это цитата Кабаниса стала широко известна и активно критиковалась, активно использовалось противниками материализма для вульгаризации этой философии.