Теория рекапитуляции. По Холлу, индивидуальное развитие в онтогенезе есть быстрое повторение эволюции видов и истории человеческого рода. Холл обнаружил, что у всех детей на определённой стадии развития существуют одинаковые страхи, интересы и увлечения. Он связал это с определённой стадией филогенеза и антропогенеза. Согласно теории рекапитуляции Г. С. Холла, индивидуальное развитие человека в онтогенезе есть повторение сначала филогенеза, потом антропогенеза и, наконец, — социогенеза.

Ученик Холла Гетченсон – периодизация психического развития (развитие зависит от способа добывания пищи: 0-5 – стадия рытья и копания, 5-11 – стадия охоты и захвата, 8-12 – пастушья стадия, 11-15 – земледельческая стадия, 14-20 – стадия промышленности и торговли).

Холл – основатель педологии – комплексной науки о ребенке, ребенок – центр исл. интересов профессионалов: педагогов, психологов, биологов… Ориентирована на практику, развивала комплексный подход. Теория для создания экспериментальной детской психологии.

 

19-20 в – начало развития детских теорий психологии. Гуманное воспитание.

Селли – основные положения детского развития – ребенок рождается с предпосылками основных психических процессов. Ум, чувства и воля. Ассоциации, в каком порядке они возникают в развитии.

Монтесори – упражнения интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Мейман – периодизация интеллектуального развития.

Клапард – детская прикладная и теоретическая психология, изучение мышления выделил общую и специальную детскую психологию.

Бине – методы определения развития интеллекта, тесты от 3х лет.

Гезелл, от рождения до 3х лет. Специальная аппаратура для объективной диагностики развития детей, зеркало. Макс. Высокие темпы психического развития – от рождения до года, до 3х – средние, от 3 до 18 – низкие.

Болдуин – изучал эмоциональное и нравственное развитие, влияние общества, надо изучать ребенка не изолированно.

Штерн – «Язык детей».

 

Классическим вариантом теории созревания является теория трех ступеней К. Бюлера. Развитие психики в филогенезе происходит как последовательное развертывание трех стадий.

Первая ступень (стадия) — инстинкт (врожден­ное поведение, одинаково у всех членов вида, адаптивно для очень узкого круга ситуаций).

Вторая ступень — на­выки, или дрессура (не врождены, возникают в результате научения, круг адаптации более широк).

Третья ступень — интеллект, высшая форма поведения (научения не требует, основывается на внезапном постижении сущностных отношений проблемной ситуации — инсайте).

 

Периодизация развития личности в концепции Э. Эриксона.

Младенчество (орально-сенсорная стадия) 0-1 г.

·          Радиус значимых отношений – мать

·          Психосоциальный кризис – базисное доверие – недоверие к миру

·          Положительное новообразование – надежда – вера в разумность и надёжность мира

·          Деструктивное образование – уход

·          Ритуализация – обожествляющая

Раннее детство (мышечно-анальная) 1-3 г.

·          Радиус значимых отношений – родители

·          Психосоциальный кризис – автономия – стыд и сомнение

·          Позитивное новообразование – воля

·          Негативное ноовобразование – навязчиовсть

·          Ритуализация – закон и порядок (рассудительная)

Возраст игры (локомторно-генитальная) 3-6 лет

·          Радиус значимых отношений – семья

·          Психосоциальный кризис – инициатива – вина

·          Положительное новообразование – целеустремлённость

·          Негативное новообразование – навязчивость

·          Ритуализация – драматическая

Школьный возраст (латентная) 6-12 лет

·          Радиус значимых отношений – школа, соседи

·          Психосоциальный кризис – трудолюбие – неполноценность

·          Позитивное новообразование – компетентность, умение

·          Деструктивное новообразование – инертность

·          Ритуализация – формальная (технологическая)

Подростковый возраст (пубертатная) 12-19 лет

·          Радиус значимых отношений – группы сверстников. Психосоциальный кризис – Эго-идентичность – смешение идентичности

Периодизация Эльконина

1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни.

2. Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.

3. Младший и средний дошкольный возраст: от 3 до 4–5 лет.

4. Старший дошкольный возраст: от 4–5 до 6–7 лет.

5. Младший школьный возраст: от 6–7 до 10–11 лет.

6. Подростковый возраст: от 10–11 до 14–15 лет.

7. Ранний юношеский возраст: от 14–15 до 16–17 лет.

 

Весь процесс развития можно разделить на три этапа: дошкольное детство – от рождения до 6–7 лет; младший школьный возраст – от 6–7 до 10–11 лет; средний и старший школьный возраст – от 10–11 до 16–17 лет.

Переход от одного этапа развития к другому происходит в ситуациях, напоминающих возрастной кризис, т. е. при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционно-техническими возможностями ребенка.