Два типа школьных проблем в процессе обучения в школе:

- проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб - детей инвалидов, сирот, из многодетных и неблагополучных семей.

- проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится острой социальной проблемой.

Есть экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

К числу внешних факторов относятся условия, в которых растет и развивается ребенок, и которые отличаются широким спектром положительного и отрицательного плана. Депривация, экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей, социальное расслоение и национальное влияние.

К числу эндогенных факторов относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья.

В связи с влиянием социальных расслоек и национального влияния есть понятие «Буллинга» - травли. Это совокупность различных социальных, психологических и педагогических проблем, обуславливающих процесс длительного (группового или индивидуального) физического или психического насилия в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации.

Влияние социальных расслоек

В молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении. Они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Тенденция влияния уровня материального благополучия семьи на опыт пребывания подростков в роли жертвы буллинга: чем выше уровень доходов семьи, тем комфортнее  чувствует себя подросток в школе. С насилием в школьном коллективе чаще сталкиваются дети из малообеспеченных, нежели высокообеспеченных семей. Получается  что социально-стратификационные факторы (образование и материальный статус семьи) оказывают существенное влияние на социальное самочувствие подростка в школе. Представители слабых социальных страт гораздо чаще могут оказаться в зоне риска и стать жертвами школьной травли.

Национальное влияние

 

Представители национальных меньшинств в школах для национального большинства значительно чаще подвергаются регулярным насмешкам, издевательствам или игнорированию со стороны одноклассников, чем представители национального большинства. Принадлежность к более «слабой» социальной группе значительно ухудшает социальное самочувствие школьника.