1.     Психоанализ.

Игра на подготовительном этапе, установление контакта. В некоторых случаях интерпретация. (Кляйн всегда интерпретировала, А. Фрейд нет).

Процесс игры с ребенком, по Винникотту, схож с терапевтическим сеансом. Игра «это всегда творческое переживание». Каждое объектное взаимодействие содержит в себе игровой компонент. Игровое пространство находится между полюсами объективного и субъективного восприятия. Объекты игрового пространства наполняются ребенком содержанием его внутреннего мира. Когда ребенок в игре производит действия над реальными объектами, он проецирует на них свойства своего воображаемого мира.

 

2. Воссоздание стрессовых ситуаций в игре.

«Облегчающая (структурная) терапия» Леви. Терапевт составляет план игры, предоставляется ребенку заранее заготовленный игровой материал, ведущий за собой определенную конфликтную ситуацию. Главные роли также выбраны предварительно, ребенку предоставляется возможность выбрать дополнительных героев. Терапевт дает ребенку несколько вариантов разрешения конфликтной ситуации, а ребенок должен подойти к наиболее адекватному из них. Это позволяет детям избавиться от болезненного отношения к травмирующему опыту, который часто является причиной агрессивности. Может быть несколько форм активности: высвобождение агрессии, освобождение чувств в определенной ситуации, высвобождение эмоций с помощью воссоздания травмирующей ситуации.

Соломон использовал метод активной игровой терапии. Конфликтные ситуации создаются терапевтом, ребенок постоянно находится в некоторых рамках. Если ребенок в игре оценивает кукол как злые и агрессивные, это сложившийся способ поведения ребенка в аналогичной жизненной ситуации. Терапевт обсуждает с ребенком причины его агрессивного поведения, предлагает наиболее адекватные способы поведения, которые потом усваиваются ребенком.

 

3.  В когнитивно-бихевиоральной парадигме игра используется для решения конкретных поведенческих проблем. Ребенку не объясняют цели игры, а только предоставляется определенная роль, характер которой общеизвестен и представлен, например, в сказках. Научение, тренинги.

 

4. Недирективная терапия - ребенок получает почти полную свободу действий и самовыражения, за исключением установления важных терапевтических ограничений.

 

Экслайн сформулировала принципы при игровой терапии.

1.     Принятие ребенка таким, какой он есть.

2.     Терапевт должен установить с ребенком теплые, дружеские взаимоотношения.

3.     Атмосфера разрешенности. Через свое отношение к ребенку, голос, действия, терапевт дает ребенку разрешение. Ребенок сам выбирает, с чем ему играть, сколько это будет длиться (в пределах терапевтического часа). Впоследствии, он понимает ответственность за свой выбор, происходит принятие чувства самодостаточности.

4.     Распознавание и отражение чувств ребенка. Т.к. детская игра символична, сложно отделить распознавание чувств от интерпретации поведения ребенка, которую необходимо сводить к минимуму. Отражать именно чувства, а не действия.

5.     Уважение к праву ребенка самому разрешать свои проблемы.

6.     Ребенок сам задает направление. Терапевт – «человек, на котором ребенок может испытать собственную личность», следует направлению ребенка. Главная роль в терапии отдается ребенку.

7.     Не стоит торопить процесс терапии, т.к. ребенок выражает свои чувства и эмоции, когда он к этому готов. До этого может пройти много времени, от терапевта требуется терпение.

 

8.     Наложение ограничений, необходимых для поддержания у ребенка чувства реальности. Устанавливаются как предварительное условие терапии. Это временные ограничения, ограничение агрессивных действий, (ребенок невольно начинает контролировать свои действия деструктивного характера), выход из игровой комнаты может совершаться только по объективной необходимости