1.     Воспитание чувств (любое действие влияет на ребенка)

2.     Критикует существующие методы воспитания

3.     Изучает инстинктивные импульсы, бессознательное и либидо

4.     Укрепляет знания о взаимоотношениях взрослого и ребенка

5.     Направлен на исправление повреждений, нанесенных психике ребенка

 

Отличие детского психоанализа от взрослого:

1.     Ребенок не осознает, когда что-то не так - инициатива от других людей

2.     Требуется подготовительный этап

3.     У ребенка меньше «наслоений» в психике

«Анализ фобии пятилетнего мальчика» - демонстрация подтверждения психоаналитических идей. Фрейд подчеркивал, что благодаря отцу «маленького Ганса» удалось побудить ребенка к определенным признаниям и что совмещение в одном лице родительского и врачебного авторитета, совпадение нежных чувств и научных интересов сделали возможным использовать детский психоанализ.

Фрейд подчеркивал, что в интересах ребенка «аналитическое влияние необходимо соединить с воспитательными мероприятиями» и это мало разработано.

 

А. Фрейд - детский психоанализ требует специальной техники, поскольку ребенок является незрелым, несамостоятельным существом, решение на анализ никогда не исходит от него самого, он не чувствует никакого нарушения и чаще всего у него нет сознания того, что он болен. Должен быть длительный подготовительный период, на протяжении которого осуществляется «дрессировка» ребенка для анализа (сознание болезни, доверие, согласие на лечение). Правила: нельзя оставаться безличным по отношению к маленькому пациенту; вместо толкования свободных ассоциаций и поступков пациента аналитик должен направить свое внимание туда, где «разыгрываются невротические реакции», на домашнюю среду; внешний мир оказывает «на механизм инфантильного невроза и на течение анализа» более сильное влияние, чем у взрослого пациента; аналитик должен суметь занять место Я-идеала ребенка; аналитик должен обладать авторитетом в воспитательном отношении.

 

В отличие от А. Фрейд (анализ ребенка уместен только в случае инфантильного невроза), М. Кляйн - психоанализ приемлем и для развития нормальных детей. Разработала технику детского психоанализа, основанную на игре и ранних объектных отношениях. Игра = свободные ассоциации. За игровыми действиями усматривались символические значения. Поведение толковались в плане проявления его сексуальных и агрессивных желаний. Игровая аналитическая техника не требует подготовительного этапа к анализу и дает возможность лучше понять объектные отношения между ребенком и родителями, детские переживания, связанные с матерью. Удовлетворение и фрустрация, либидозные и деструктивные импульсы формируются на самых ранних стадиях развития ребенка, в течение трех-четырех первых месяцев его жизни, когда у него появляется восприятие «хорошего» и «плохого» объекта («хорошей» и «плохой» груди матери). На самых ранних стадиях развития ребенка проявляется то, что может быть названо «младенческим неврозом», депрессивной тревогой. Нормой является завершение инфантильных неврозов где-то к сроку около середины первого года жизни».

 

 

Анна Фрейд

Мелани Кляйн

Стадии развития как у З.Фрейда

 

В детском психоанализе не существует переноса => использование элементов воспитания в детском психоанализе

 

 

Перенос у детей в принципе происходит не так, как у взрослых

 

Классический психоанализ может повредить неокрепшее детское Эго

 

Говорила о том, что игру ребенка нельзя приравнивать к свободным ассоциациям взрослого, так как последний метод- попытка взрослого наладить диалог с аналитиком в целях предоставления ему информации для анализа, а у ребенка подобных целей нет.

 

Не рассматривала детские невербальные фантазии как причину проблем после формирования речи у ребенка

 

Настаивала на необходимости начинать с «поверхности» и анализировать все более глубокие аспекты

 

Нужно анализировать не только интрапсихический мир, но и взаимодействие ребенка с его окружением

Все стадии смещены до 1 года

 

В детском психоанализе существует перенос, который также должен интерпретироваться аналитиком => строго аналитический подход с интерпретациями глубинных фантазий

 

Нет различий между переносом у детей и у взрослых

 

Классический психоанализ делает любое Эго сильнее (в том числе детское)

 

Игра ребенка приравнивалась к свободным ассоциациям

 

 

 

 

 

Детские невербальные фантазии- основной источник проблем после формирования речи у ребенка

 

Вся работа ведется на основе интерпретаций инфантильных, глубинных фантазий

 

 

Анализу подвергается только интрапсихический мир