Подростковый возраст является противоречивым и наиболее конфликтным. Перестраиваются прежние отношения ребенка к самому себе, к миру в целом, к окружающим, а подобные изменения приводят к конфликтам развивающейся личности - с самим собой и с другими людьми, в частности с родителями.

 

Причины конфликтов подростков с родителями: у младших подростков конфликты с родителями возникают существенно по поводу учебной деятельности, у старших - по поводу общения. Способы поведения в конфликтах более конструктивны у старших подростков. Родительские отношения, основанные на утверждении силы и отсутствии любви к ребенку, чаще провоцируют подростково-родительские конфликты, чем отношения, построенные на уважении и доверии к ребенку.

 

Типы конфликтов подростков с родителями

1)     конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);

2)     конфликт сверхзаботы (гиперопека и сверхожидания);

3)     конфликт неуважения прав на самостоятельность (повышенный уровень контроля);

4)     конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой)

 

Стратегии поведения подростков:

1)     реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера)

2)     реакция отказа (неподчинение требованиям родителей)

3)     реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями)

Проблемы и недопонимания в классе, с учителями, с родителями способствуют тому, что отрицательные формы поведения закрепляются и могут перейти в черты характера. +деформация взаимоотношений с окружающими ведет к снижению познавательной активности.

 

Причины конфликтов родителей и подростков

1.     "Непонимание, разные взгляды на жизнь"

2.     "Несправедливость родительских требований"

Если установить отношения, основанные на доверии и понимании, не получается, любые требования родителей начинают восприниматься как несправедливые

3.     Плохой характер родителей" и "поведение родителей (выпивки, скандалы)"

4.     "Моя успеваемость"

Многие родители видят свои главные функции по отношению к детям в прямом контроле за их учебой и поведением, что чаще сводится к контролю за оценками.

5.     "Мой плохой характер"

Столкновение 2 стремлений: стремление растущих, становящихся личностей к автономии, свободе; стремление зрелых людей оградить от ошибок, опасностей.

6.     "Мои вредные привычки"

Они обусловлены не только желанием казаться взрослым, но и стремлением найти компенсацию своим неудачам и неуспехам.

7.     "Мало помогаю по хозяйству"

8.     Мой внешний вид (прическа, одежда)"

Родители не понимают важности внешнего вида для подростка. Это проявление потребности в поиске и выражении собственной идентичности и принадлежности к определенной социальной группе.

9.     "Из-за моей компании"

 

В кругу сверстников они удовлетворяют потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Прежде чем называть компанию ребенка «плохой» родителям стоит подумать о том, какую роль она играет в его жизни.