Младший школьный возраст (7 до 11-12 лет). 
С готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене. Потребность во внешних впечатлениях; привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности.
С первых дней в школе у ребенка появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя и с выполненными заданиями, потребность в одобрении со стороны взрослых (особенно учителя), потребность выполнять определенную общественную роль (быть старостой).
Потребность завоевать уважение товарищей, нарастающая роль общественного мнения.
Для познавательной деятельности характерна эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя — вызывает у них реакцию.

Образность проявляется и в мыслительной деятельности. Задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы.

Младшего школьника волнует в основном то, что связано с учением, школой, учителем. Школьник безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому важно, чтобы учитель во всем был примером для детей. Важнее сего - одобрение\неодобрение учителя!

Проблемы ребенка младшего школьного возраста связаны со сменой типа отношений с людьми. В этот момент отношения «Я и мама» должны смениться на отношения «Я и общество». К маленькому ребенку мать предъявляет сниженные требования, снисходительна к неудачам. Ей важны именно его эмоции и переживания.  В социуме к ребенку предъявляются общие требования, равные для всех. Ребенок больше не получает всецельного внимания взрослого, он должен принимать самостоятельные решения.  Ребенок сталкивается с новым типом отношений. Ребенок в течение кризисов младшего школьного возраста, должен научиться устанавливать горизонтальные отношения, чтобы нормально общаться с ровесниками.


Средний школьный возраст (12-15 лет) 

Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Часто - снижение успеваемости. Новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не появились.
Младший школьник все указания учителя принимает на веру — подросток должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Важна внеучебная деятельность.
Образы, представления продолжают занимать большое место в мыслительной деятельности подростка. Для подростков, как и для младших школьников, характерна установка на запоминание материала, а не на обдумывание и глубокое осмысливание.
Но подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Вместе с самостоятельностью мышления развивается критичность. Важна доказательность, убедительность.
В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении.
Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка — эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. Действенность идеала определяется силой его эмоций. В качестве идеала часто выступает конкретный человек.

На психическое развитие влияние оказывает половое созревание. Особеенность личности подростка - стремление быть и считаться взрослым. В первую очередь усваиваются более доступные, чувственно-воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (способы отдыха, развлечений, речь, мода и вредные привычки). Со взрослыми подросток протестует, обижается, когда его опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и интересами. Подросток стремится расширить свои права. Взрослые должны начать относиться к ребенку как к другу.
Для них характерна потребность в общении с товарищами - не могут жить вне коллектива, мнение товарищей важно. Подростка больше затрагивает общественная оценка. Основой дружбы подростков является общность интересов. Начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения, оценки, убеждения. Но мораль подростка оказывается еще недостаточно стойкой и может меняться под влиянием общественного мнения товарищей.