Источник развития ребенка лежит вне ребенка (через общение со взрослыми, в матери и духовной культуре)

Необходимо формирование положительного отношения ко взрослому -> полноценный ход психического развития

 

Функции семьи:

1)     Семья - основа чувства защищенности. Взаимоотношения с родителями. У маленьких- присутствие родителей рядом связано со снятием тревоги. Важно для исследования окружающего мира. Формирует реагирование ребенка на окружающий мир.

2)     Источник воспитания эмоциональной привязанности

3)     Образец модели поведения. Собственный пример + поощрения/наказания.

4)     Семья -  источник приобретения жизненного опыта. Информация+ воспитание желания учиться

 

Беседа с ребенком:

1) Получение информации
2) Усвоение речи
3) От речи родителей зависит характер речи ребенка

 

Взаимоотношения между родителями:

Теплые отношения между родителями стимулируют развитие больше, чем другие;

Враждебные отношения: дети менее чувствительны к воспитанию, более раздражительные, а родители более нетерпимы к любым отклонениям в поведении ребенка. У девочек ведет к возникновению страхов, самообвинения, у мальчиков к косвенной и прямой агрессии.

Особенности в более бедных кварталах больше влияют на ребенка. Материальная обеспеченность играет важную роль.

 

Стиль воспитания - определенный образ поведения в различных ситуациях, создающий особый климат.

Стили воспитания:

1) Авторитарный. Низкий уровень участия в жизни ребенка. Основная функция: жесткое управление ребенком. Подавляется любое отклонение. Удовлетворение потребностей родителей. Такие дети реже участвуют в антисоциальной деятельности. Может возникать агрессия и избегание общения.
2) Авторитетный. Высокий уровень принятия, уважения, теплота, отзывчивость, удовлетворение потребностей. Объяснение требований и условий. Стимулирование развития, автономии.
3) Попустительский. Теплота, принятие, отсутствие контроля, нет ограничений. Не выдвигаются никакие требования. Рано позволяется самостоятельно принимать решения, дети еще к этому не готовы (н: ложиться, когда хотят). Непослушные, зависимы от взрослых. Часто возникает неповиновение.

 

Факторы, влияющие на развитие:

1) Физическое развитие
2) Социальные факторы (н: материальное положение)
3) Психологические факторы (н: болезни родственников)
4) Культурные факторы (н: поступление в школу)
5) Факторы внешнего воздействия (н: землетрясение)

 

Внутриутробные факторы, влияющие на развитие:

1. Болезнь матери (генитальный герпес; все ЗППП; диабет; краснуха; ветрянка; туберкулез; грипп; токсоплазмоз)
2. Загрязнение окружающей среды и химические вещества (токсичные вещества, органические красители, искусственные подсластители)
3. Алкоголизм, наркомания и курение (Алкоголь - микроцефалия, гиперактивность, припадки эпилептоидного характера. Наркотики – марихуана - нарушение сна, тремор; героин, методон - выкидыши, преждевременные роды, чаще умирают после рождения, симптомы ломки, отставание в эмоциональном развитии. Курение - риск самопроизвольного выкидыша, маленький рост, низкий вес, после рождения чаще болеют ОРЗ и воспалением легких)
4. Прием лекарств (тетрациклин; аспирин; транквилизаторы; антидепрессанты; большое количество витаминов; оральные контрацептивы; половые гормоны)

 

Воздействие факторов на отца также важно