Для дошкольного возраста нормально:
1. Непослушание (2-5 лет)
2. Различные фобии (2-5 лет)
3. Ложь (приблизительно до 4 лет)

Причины капризов:

1.Обилие впечатлений
2.Хочет есть, спать
3.Внимание
4.Страх
5.Желание самоутвердиться

Происходит активное развитие символической функции в сознание (н: ложкой можно есть + игры с воображаемыми объектами) => усложнение внутреннего мира- воображение

К 3 годам становятся доступны простейшие обобщения

Восприятие мира очень чувственно и субъективно окрашено

Примерно в 3 года проявляются признаки одаренности ребенка:

1.Развитая память
2.Прослеживает причинно-следственные связи
3.Способность к обобщению
4.Получение удовольствия от созидания
5.Умение задавать вопросы
6.Умение сосредоточенно чем-то заниматься
7.Умение самостоятельно делать что-то

Часто у одаренных детей самооценка ниже чем у сверстников.

Складывается темперамент:

Темперамент

Воспитание

1.Меланхолик(малоактивный ребенок, слабые движения, речь тихая и неторопливая. Настроение подавленное - спокойно-веселое)

2.Холерик : не боится трудностей, упорный, устойчивые и постоянные интересы, обычно энергичен и непоседлив. Много, быстро и громко говорит. Импульсивен, настроение быстро меняется)

3.Сангвиник (Быстрая речь, выразительная артикуляция, настроение ровное, положительное. Самостоятельный и настойчивый, долго может заниматься одним делом, может игнорировать взрослого. Я сам.)

4.Флегматик (мимика и жесты сдержаны и маловыразительны. Речь медленная, спокойная, невозмутим, хорошо владеет собой, послушен, часто его трудно заинтересовать, равнодушен. Плохо приспосабливается к новому и плохо сходятся с новым людьми. Отрицательно реагируют на нарушение режима. Трудно принимать быстрое решение, не терпит нарушения правил, трудно переключаться. Делают что-то медленно, долго)

1.Терпение и такт

 

 

2.Строгость, настойчивость, бдительность, лучше установливать законы

 

 

3.Мало трудностей при воспитании

 

 

 

 

4.Их нельзя торопить, нужно большое терпение, не ограничивать во времени.

 

 

 

Самое вредное- непоследовательное воспитание.

В 3 года- кризис. 7 признаков:
1.Негативизм (отказ от подчинения требованиям)
2.Упрямство
3.Строптивостть
4.Своеволие
5.Протест/бунт
6.Обесценивание взрослых (н:ругань)
7.Стремление к деспотизму

Нельзя физически наказывать ребенка, лишать еды, свободы, запугивать.

Выражение тревоги:

1.Сосание пальца
2.Скованная поза
3.Неспособность расслабиться
4.Повышенная суетливость
5.Излишняя жестикуляция
6.Боязнь неудачи

К 3 годам появляется «хочу» - нужно учить откладывать желания на какой-то срок.

После 3х лет формируется представление «какой я»

Чаще беседовать и рассказывать о своем детстве.

Кризис дошкольного возраста. Кризис 7 лет. Симптом горькой конфеты. Расставание с детством и начало вхождения во взрослую жизнь, требуют больше свободы.

Отклонения:

1.Нарушение сна (затруднение засыпания, беспокойный сон, отказ от сна днем). Могут быть признаками невропатии+ может быть у активных детей перевозбуждение  перед сном

Причины нарушения сна:

1)склонность к беспокойству и страхи
2)плохие отношения с матерью

Это может привести к боязни замкнутому пространству, заиканию и энурезу.

2.Плач
В дошкольном возрасте плачут больше мальчики, чем девочки.
Мало говорит+много плачет - симптом эмоционального расстройства. Может говорить о заторможенности, ранней депрессии, слишком сильных переживаниях, раннем отрыве от груди, флегматичности. Дети с неврозами мало плачут. Постоянное нытье - симптом внутренней неудовлетворенности, чувствительность при смене погоды.

3.Упрямство, непослушание, желание настоять на своем, стремление к самоутверждению.

Возникает на основе: болезни, неправильного воспитания, нарушения привычек +самолюбивые дети могут себя так вести. Упрямство может быть следствием неудачных отношений родителей. Это может приводить к проблемам еды, сна, приучения к туалету.

4.Страхи
Защита. Основан на инстинкте самосохранения. Внушенные страхи- источник их окружающие взрослые. Условно-рефлекторный характер страха (н:звук вызывает страх). Страх - аффективное отражение угрозы. Тревога - эмоциональное выражение угрозы - при повторении страха.

Страх:

1.Ситуативный/личностный
2.реальный/воображаемый
3.острый/хронический

 2 уровня страха:

1.Естественный (адекватен внешним условиям. Кратковременный, обратимый)
2.Патологический

Факторы, влияющие на формирование страха:

1.Алкоголизм
2.Психопатии
3.Патологии при беременности
4.Отколнение в физическом развитии
5.Конфликтность в семье
6.Эмоциональная чувствительность
7.Восприимчивость
8.Ранимость

Наиболее частые страхи:

1.Неожиданные звуки
2.Одиночества
3.Боли+медицинских работников
4.Перед засыпанием
5.Темноты

Триада страхов:
1.Одиночества
2.Темноты
3.Замкнутого пространства

Страх наказания и отчуждения родителей воплощается в кощее и т.д.

5.Застенчивость

Факторы, развивающие застенчивость:
1)Семейные
2)Генетические
3)Интровертированный характер реагирования
4)Повышение уровня социального контроля
5)Гиперопека
6)Отсутствие стабилизированной роли отца
7)Тревога
8)Депрессивное мироощущение
9)Боязнь не соответствовать социальным нормам

Нужно: поощрять уверенное гибкое/контактное поведение, не драматизировать, разнообразие контактов, способность постоять за себя

6.Психосоматика

Факторы: гиперопека, внутрисемейные проблемы и пассивные отцы, неприязненное отношение к ребенку

 

Ритуальные движения, кусание ногтей, дерганье волос…