ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – отношения человека к окружающему его миру людей и вещей, основанные на восприятии реальных или воображаемых объектов и возможных способов взаимодействия с ними.

Все личностные нарушения матери отражаются в отклонениях ребенка -> после 1,5 месяцев формируются либо нормальные объектные отношения, либо патологические

 

2 фактора, обуславливающих патологические отношения:

1.     Количественные – недостаток общения с матерью или заменяющим ее лицом (отклонения прямо пропорциональны отсутствию контакта)

Депривация: частичная и полная (вплоть до летального исхода).

Через 2-3 месяца ребенок может не хотеть общаться со взрослыми

Симптомы:

1. Плаксивость
2. Требовательность
3. Потеря аппетита -> снижение веса
4. Безучастность
5. Бессонница
6. Уменьшение моторики
7. Увеличение восприимчивость к инфекциям -> болезненность

Некоторые симптомы могут проявляться позже (после депривации ребенок восстанавливается, а потом) – повышение уровня агрессии (на себя или других), депрессия.

Если матери нет 6 мес.и более- возникают психические отклонения.

2.     Качественные

1)Первичное отвержение матери
а)Пассивное отвержение. Например, оральные нарушения (н: не берет грудь)
б) Активное отвержение.

2)Тревожное попустительство (гиперопека)
В 3 месяца может проявляться в колике трехмесячных (лекарства не помогают)

3)Враждебность под маской внешней тревоги (н:не любит прикасаться к ребенку т.к. боится)
Это может вызывать у детей кожную экзему.

4)Баловство- враждебность (инфантилизм матери, неспособность контролировать свою агрессию)
Дети могут отставать в социальной адаптации+ возникают нарушения в манипуляции предметами

5)Цикличное настроение
У детей может развиваться паранойя, катотонический ступор. Копрофагия, игры с фекалиями – замена объектных отношений

6)Сознательно компенсированная материнская враждебность ( в виде «сладких» отношений). Отцы часто в таких семья агрессивны.


Могут отставать в социальной сфере, мало общительные, враждебные, повышенная активность (поломка игрушек)

Ребенок воспринимает хорошую и плохую грудь - отдельно. (параноидно-шизоидная позиция) – до 7-8 месяцев.

После 7-8 – воспринимают маму целиком, распознают других ухаживающих -> реакция испуга на чужих.

Начало объектных отношений ( с 7-8 мес. До 1,5 лет)

Объекты могут использоваться символически (например, есть не только большой палец для сосания, но его можно еще схватить и держать -> позже это позволит играть в игры)

М.Кляйн говорила, что объектное отношение к матери формируется из-за переживаний, связанных с кормлением.

 

 

Теория объектных отношений — модель в рамках психодинамического подхода - психика состоит из «внутренних объектов», представляющих собой интернализированные внешние объекты: людей и элементов их функционирования. В рамках этой модели психические функции объясняются с т.зр. отношений между внутренними объектами