Кризис 1 года: изменяется система саморегуляции, на смену биоритмической приходит вербальная саморегуляция, меняются ритмы, речь не особо сформирована, капризы – 2-3 месяца. К 12 месяцам – дети ходят, манипулируют предметами, понимают немного речь, стремятся установить контакт. Некоторые начинают говорить до года. Занимают себя сами. Интерес к предметному миру. Все тянут в рот и ломают. Способность заниматься чем-то одному. Мама - как помощник, отвечающий на вопросы ребенка. Ошибка – слишком большая опека. Появляется способность отвечать на требования взрослых. Основы душевного здоровья ребенка, деформации личности.

 

2 год жизни – пик привязанности к взрослым. Эмоциональный контакт со взрослым. Ребенок воспринимает себя, опосредованно. Разные позиции формируются. Я хороший, ты хороший - формируется доверие к миру. Я хороший, ты плохой. Он хороший, я плохой. Я плохой и ты плохой.

 

Манипулирование с предметами по правилам и образцам. «Хочу» и «надо». Возникает Эго. Знакомство с культурой. Игры с предметами домашнего обихода. Развито подражание. Узнают функциональное назначение предметов.

Способности ребенка к 2 годам:

·          Быть в одиночестве

·          Самостоятельно находить интересы

·          Дифференциация (частичная) от взрослого

·          Действует по правилам и образцам

·          Наглядно-действенное мышление

·          Соревновательность. Есть любимые игрушки

·          Исследовательская деятельность

 

3 год жизни - Развитие речи. Символизм, воображение, игры с воображаемыми объектами. Первые защитные механизмы – замещение, вытеснение, регрессия.

Усложнение внутреннего мира. Появляются противоречивые аналогии. К 3 годам ребенок становится способным к простейшим обобщениям. Признаки одаренности: развитая память, причинно-следственные связи, умение обобщать, получать удовольствие от созидания, большой словарный запас, умение задавать вопросы, умение сосредотачиваться на чем-либо, самостоятельно долго чем-то заниматься, остро реагируют на неудачи, заниженная самооценка,

 

Складывается темперамент.

·          Меланхолик: малоактивный ребенок, слабые движения, речь тихая и неторопливая. Настроение подавленное - спокойно-веселое. При воспитании нужно терпение и такт. Легко обижаются, расстраиваются.

·          Холерик: не боится трудностей, упорный, устойчивые и постоянные интересы, обычно энергичен и непоседлив. Много, быстро и громко говорит. Импульсивен, настроение быстро меняется. При воспитании требуется строгость, настойчивость и бдительность. Лучше устанавливать законы поведения.

·          Сангвиник: Быстрая речь, выразительная артикуляция, настроение ровное, положительное. Самостоятеьный и настойчивый, долго может заниаться одним делом, может игнорить взрослого. Я сам. Послушны, трудностей при воспитании бывает мало.

·          Флегматик: мимика и жесты сдержаны и маловыразительны. Речь медленная, спокойная, невозмутим, хорошо владеет собой, послушен, часто его трудно заинтересовать, равнодушен. Плохо приспосабливается к новому и плохо сходятся с новым людьми. Отрицательно реагируют на нарушение режима. Трудно принимать быстрое решение, не терпит нарушения правил, трудно переключаться. Делают что-то медленно, долго. Их нельзя торопить, нужно большое терпение, не ограничивать во времени.

Тревога разлучения. Можно выстраивать совместные планы родителей с детьми. Разные виды привязанности. Переходный период капризов – 2 недели. В норме привязанность к отцу и маме примерно одинаково. До 1,5-2 лет при испуге ребенок бежит к маме. Привязанность к отцу зависит от времени его проведенного с ним. Уверенность-неуверенность в том, что объект привязанности доступен и надежен. Формируется на протяжении 5 лет. Влияет на переживание и интерпретацию поведения других людей.

Стили воспитания. Самый вредный – непоследовательный стиль воспитания. Мать и отец должны выбрать 1 стиль. Влияет тревожность матери.

Кризис 3х лет: семизвездье (7 признаков). Негативизм (старается делать все наоборот). Выделяет себя как личность, появляются требования чтобы с ним считались. Строптивость – протест против порядка, который существует дома. Своеволие. Протест, бунт. Обесценивает взрослых (ругает их и дразнит). Стремление к деспотизму.

Нельзя наказывать, лишать свободы, лишать любви, запугивать.

Появляется тревожность к 3-5 годам. В детских домах уровень тревожности снижен. Формы тревоги: сосание пальца, сосание ручки\детали одежды, напряженная скованная поза, неспособность расслабиться, повышенная суетливость, излишняя жестикуляция, краснеют, бледнеют, жалуются на боли, энурез.

Надо – можно и нельзя – главные слова саморегуляции.

 

На 3м году часто возникают страхи, нарушения сна, упрямство, капризы и другие проблемы детского возраста.