Кризис новорождённости

Формирование потребности в общении. Переход от пренатального к постнатальному развитию – изменение типа жизни и типа развития.

Отделение ребёнка от матери и единой с ней физиологической системы питания, дыхания, выделения – создают объективную необходимость в психическом отражении и ориентировочной деятельности развитии психики. Индивидуальная психическая жизнь – новообразование кризиса новорождённости (Л.С. Выготский).

Социальная ситуация развития ребёнка – противоречие между полной беспомощностью и его зависимостью от взрослого и отсутствием готовых форм сотрудничества.

Задача развития: формирование у ребёнка потребности в общении и средств общения.

Кризис 1 года

Изменение системы саморегуляции. Капризы.

Симптомы: негативизм («нет»), упрямство («дай»), яркие аффективные реакции.

Причины кризиса:

·          возникновение «мотивирующих» представлений. Начало преодоление «полевого» поведения

·          овладение ходьбой и как следствие физическая самостоятельность ребёнка

·          недостаточность прежних средств общения для решения новых задач – необходимость овладения речью

Ребёнок получает самостоятельность и начинает осваивать предметный мир. Отношения с миром опосредует сам ребёнок с помощью аффективно-заряженных представлений и самостоятельного активного передвижения. Прежняя социальная ситуация развития «Пра-Мы» распадается. Возникает потребность в сотрудничестве с взрослым и новых формах общения для решения задачи овладения миром человеческих предметов.

Ведущая деятельность – предметно орудийная – направлена на овладение предметами как социальными орудиями.

Ведущая форма общения – ситуативно-деловая.

Признаки сформированности ситуативно-деловой формы общения (по Лисиной):

·          ребёнок пытается привлечь внимание к своей деятельности

·          ищет оценку своих успехов

·          обращается за поддержкой в случае неуспеха

·          уклоняется от «чистой» ласки, охотно принимая её как поощрение своих достижений

Кризис трех лет

Эльконин называл его кризисом самостоятельности и эмансипации от взрослых.

В основе возникновения этого кризиса лежит противоречие двух тенденций, в равной мере определяющих жизнедеятельность и активность ребенка. Первая — стремление принять участие в жизни взрослых и распад прежней совместной предметной деятельности, уже освоенной ребенком. Вторая — утверждение самостоятельности через возможности осуществления самостоятельных намерений и действий — «Я сам!».

Выготский называл симптомы «семизвездием кризиса трех лет». К ним относятся:

1. Негативизм — отказ выполнять любые требования взрослого. Негативная реакция связана не с содержанием предложений взрослых, не с тем, что ребенок не хочет этого делать, а с тем, что эти предложения исходят от взрослых. Не редкость — стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. За негативизмом стоит противопоставление «Я-Взрослый», позволяющее ребенку утвердить свою самостоятельность.

2. Упрямство — ребенок настаивает на своем требовании не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. За упрямством стоит выделение себя как личности со своими желаниями и мотивами.

3. Строптивость — носит более генерализованный характер. Безлична, направлена против всего устоявшегося, норм воспитания, прежнего образа жизни.

4. Своеволие — стремление к психологической самостоятельности намерений, эмансипации от взрослого, утверждению воли.

5. Обесценивание всего того, что раньше было значимо и дорого для ребенка. Начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей; теряет интерес к прежним видам деятельности и занятий, игрушкам.

6. Деспотизм (диктат) — ревность. Диктат проявляется в том, что ребенок заставляет родителей делать все так, как он велит. По отношению к сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность, принимающая форму агрессии и конкуренции за родительские «ресурсы» внимания и заботы.

7. Протест-бунт — ребенок в состоянии непрекращающейся войны и конфликта с окружающими. Частые ссоры, сопротивление, неприятие ситуации.

Новооразования. К концу раннего возраста он начинает называть себя, используя местоимение «Я», вместо третьего лица — имени «Маша», «Коля», как это было раньше. Плюс гордость за достижения.

Кризис 6-7 лет

Завершается дошкольный возраст кризисом 7 лет. Малый кризис, связан с развитием самосознания ребёнка. Рождение личностного смысла.

Негативная симптоматика характеризуется упрямством, непослушанием, манерничиванием, кривлянием, обесцениванием, неадекватным представлением о своих возможностях, стремление действовать как взрослый вопреки очевидным неуспехам.

Формирование внутренних обобщённых переживаний, связанных с отношениями с другими людьми. Симптом потери непосредственности. Любое жизненное событие воспринимается в зависимости от обобщения предшествующего жизненного опыта. Теряются остатки полевого поведения.

По мнению Выготского, кризис разрешается изменением социальной ситуации развития – поступлением ребёнка в школу. Но преобразование ССР принимается нормативно социумом, а не в соответствии с достижениями ребёнка. Возникает проблема психологической готовности к смене социальной позиции, новым социальным отношениям и формам деятельности.

 

Ребенок утрачивает пре­жние детские интересы, становится «закрытым», скрывает свои чувства и переживания от окружающих. Формирование внутренней позиции, интеллектуализация и обобщение аффекта приводят к тому, что отношение к миру теряет непосредственность и начина­ет регулироваться характером переживания ребенком своих отно­шений с окружающими его людьми. Другие симптомы — оспаривание родительской просьбы или требования, непослушание, хит­рость как нарушение правил, которые прежде выполнялись, демонстративная «взрослость» и стремление не выглядеть и не быть «как маленький». За негативными симптомами скрывается позитивное достижение ребенка — стремление к новой социально значимой позиции и самостоятельности. «Стертость» кризиса 6-7 лет является показателем сохранения ребенком внутренней по­зиции «дошкольника», низкого уровня мотивационно-личностной готовности к школе и может стать серьезным препятствием для школьного обучения.