Объект, предмет и продукт труда. Типология видов продуктов труда, цели и методы их психологического изучения


 

Предмет труда - совокупность признаков вещественных или мысленно выделяемых, связанных системно, составляет основу профессионального опыта, которыми субъект должен оперировать. Предмет, предметная область труда – система свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно или практически оперировать на определенном трудовом посту

Объект - некоторая предметная область – набор взаимосвязанных признаков, св-в вещей, процессов, явлений, выделяемых субъектом.

Продукт деятельности человека: имеет социальную ценность и участвует в обмене, обладает стоимостью, ее можно оценить в деньгах.

Метод анализа продуктов деятельности - деформация метода наблюдения, предметом наблюдения становится не “живая” действительность, а ее результат. Анализ - изучение, в ходе которого происходит и синтез представлений. Суть метода: в реконструкции свойств, особенностей субъекта труда по промежуточным или конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности. НО: нецелесообразно всегда ограничиваться только рассмотрением продуктов деятельности, произведенных по специальному заданию. Надо еще интерпретировать область потенциальных возможностей человека. Продукты деятельности могут быть не только вещественными. Они могут быть информационными, процессуальными, областью их существования может быть внутренний мир человека (например, продуктом труда могут стать новые представления о мире и др.) Климов приводит следующую классификацию результатов трудовой деятельности: 

Область существования продукта труда /

Вид фактуры продукта труда

Внешняя реальность: природный мир

Внешняя реальность: мир культуры

Субъективная реальность, внутренний мир

Действительно существующие целостности, системы

А – искусственный водоем, искусственный алмаз, урожай

Б – Дом, одежда, гайки и болты, бетонная смесь, очки

В – Отношения личности, знания, умения (как продукт труда педагога)

Процессы, функциональные эффекты, состояния систем (эта группа трудоемка для изучения).

Г – Привес стада животных на ферме, электроэнергия в домах

Д – Безопасность движения транспорта, симфонический концерт

Е – Социально-психологический климат в группе, состояние отдыха, формирующие образ мыслей доклады

Информация, знаково-символические объекты

Ж – Знания о природе, записанные на внешних носителях

З – Знания о людах, обществе, записанные на внешних носителях

И – Оперативная осведомленность человека

 

Требования к методу анализа продуктов деятельности: 1. детализованной программы анализа (перечень возможных предметов рассмотрения, включая и процессуальные объекты и явления). 2. Систематичность, всесторонность  подбора фактов. 3. Изучение рассматриваемого объекта в соотнесении с условиями жизни и деятельности испытуемых. 4. Обязательное описание не только установленного факта, но и комментариев по поводу него (при каких условиях возник, при каком уровне подготовленности субъекта деятельности, при каком его состоянии и уровне самостоятельности и др.)

Виды продуктов труда:

1. Материальные, материализованные, документально фиксированные: с\х пр-кты, строительства, промышленности. Предмет рассмотрения – тот вклад в продукцию, к-рую работник вносит в нее; созданные работником инструменты, приспособления, варианты оформления рабочего места; составленные документы, деловые записки, докладные, распоряжения, приказы, публикации, рукописи, комп-ые программы; рез-ты изобразительного, графического труда (чертежы, схемы, рисунки, эскизы, шрифты, гравировки); рез-ты труда по упорядочению вещественных и информационных материалов.

2. Функциональные (процессуальные): общественное настроение в коллективе, «псих климат» в группе; устные выступления, доклады, лекции, акты делового общения, активное участие в совещаниях, обмен опытом, наставничество; приращения к знаниям, умениям, навыкам, отношениям людей, их оперативной или долговременной ориентировке в среде. Эти явления создаются в ходе педагогич, организаторской, политич, просветительской, худ работы.

3.Продуткы, существующие во внутреннем мире: отношения личности, знания.