Проектирование информационной среды деятельности оператора.

она на консультации сказала отвечать так: что такое среда, среда предметная, среда социальная, среда информационная. в среде информационной - внешние факторы по зинченковской модели внешних/внутренних факторов (инф. модель, СОИ, ОУ)

 

ЭТО НЕ ОТВЕТ НА ВОПРОС, ЭТО РАССУЖДЕНИЯ НА ТЕМУ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ С ОСТОРОЖНОСТЬЮ!

 

 

Общие принципы эргономического проектирования:

1. системной эргономичности (достижение высшей эффективности СЧТС при соблюдении допустимых и оптимальных условий деятельности оператора)

2. адаптивной эргономичности (по мере развития техники критерии эргономичности должны пересматриваться в направлении повышения оптимальности среды)

3. научной эргономичности (на основе объективных количественных оценок на всех стадиях проектирования)

4. информационной эргономичности (информация д.б. полной, достоверной, актуальной, подаваться в оптимальной форме и темпе)

5. программно-интеллектуальной эргономичности (оптимальной распределений функций между оператором и машиной, освобождение оператора от монотонных рутинных операций)

Конкретные принципы эргономического проектирования:

1. взаимодополнения, распределения функций (между техникой и оператором)

2. проектирования деятельности оператора (антропоцентрический принцип). Оператор рассматривается не как компонент СЧМ, а как центральное звено,

3. лабилизации функций (СЧТС должна быть спроектирована т.о. чтобы оператор по мере проф. роста мог переходить на более высокий уровень решения оперативных задач, задействуя новые возможности техники)

4. компенсации функций (вышедшие из строя функции техники д.б. передаваться человеку. С др. стороны техника должна компенсировать недостающие или выходящие из строя функции оператора)

5. активизации функций (принцип активного оператора). Оператор должен иметь возможность вести самостоятельный информационный поиск.

6. принцип удовлетворенности оператора (процессом и результатом своего труда). Предполагает возлагать на человека те задачи, где он может себя проявить как творческая личность.

7. принцип легкости обучения оператора

8. принцип индивидуализации (при проектировании должны учитываться возможности выработки индивидуального стиля деятельности).

Инженерно-психологические требования к проектированию СЧМ:

2. В результате проектирования д.б. обеспечены заданные характеристики системы: надежность, точность, быстродействие СЧМ

3. Соблюдение оптимальных и предельно допустимых N деятельности оператора. Проверка предельно-допустимых норм проводится на ранних этапах проектирования. Ориентация на наиболее благоприятные условия для оператора.

4. При конструировании рабочего места (РМ) соблюдение:

a. Принципа функциональной организации

b. Соответствия (способа, формы и характера информации возможностям оператора)

c. Значимости

d. Последовательности

e. Частоты использования

f. Удобства эксплуатации

g. Безопасности эксплуатации

h. Ремонтопригодности

i. Экономии движений и времени, минимизации утомления оператора

j. Комфортности

k. Простоты обслуживания (и обучения)

l. Контроля функциональных состояний оператора

 

 

ОПТИМИЗАЦИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ СЧМ

С помощью органов управления (ОУ) оператор осуществляет вызов и ввод информации, устанавливает режимы работы аппаратуры, регулирует параметры.

Классификация ОУ:

А. по конструктивному исполнению (по форме) выделяют:

● Кнопки

● Тумблеры

● Переключатели

● Штурвалы

● Педали и др.

Б. По частоте использования:

● Основные

● Периодически используемые (включение, выключение, контроль работоспособности аппаратуры и др.)

● Эпизодически используемые (настройка, калибровка, подключение к датчикам измеряемых параметров…)

В. По характеру движений:

● Требующие повторяющихся движений

● Требующие движений включения – выключения

● Требующие точных движений (по силовым, пространственным и временным характеристикам)

Способы кодирования ОУ:

○ Форма рукоятки (позволяет идентифицировать наощупь, т.е. снять перегрузку зрительного анализатора):

 
 

○ Рифление поверхности (д.б. не более 3-х рифлений)

○ Размер (различия должны составлять не менее 20%). Этот способ кодирования удобен при тактильном управлении.

○ Цвет (используется при хорошем освещении; персонал должен различать цвета)

○ Надписи. Надписи должны располагаться над ОУ и горизонтально. Не д.б. похожих надписей. Высота букв зависит от расположения надписи и варьирует от 3 мм на панелях и пультах до 25 мм на светосхемах. Текст д.б. лаконичным и соответствовать функции.

Пример: Правильная надпись «давление», неправильная «измерить давление».

● Группировка. ОУ, относящиеся к одной функции должны располагаться в одном месте с учетом последовательности их использования.

Инженерно-психологические требования при проектировании ОУ

Рекомендации к исполнению ручных ОУ:

Кнопки.

1. размер определяется частотой использования и затрачиваемыми усилиями (чем чаще и чем больше усилий – тем крупнее);

2. исключается скольжение по поверхности (что достигается шероховатой поверхностью);

3. кнопки, управляемые ладонью лучше делать в форме гриба;

4. аварийные и др. важные кнопки д.б. выделены цветом, формой и размером.

Вращающиеся переключатели.

1. должны иметь не >24 фиксированных положений;

2. угол включения желателен менее 90°;

Рукоятки. Рекомендуются в случае необходимости быстрого вращения.