1.  Оперативный образ ситуации, информационная и концептуальная модель.

Оперативный образ

Понятие оперативного образа было введено Д.А. Ошаниным. Изучая образ у операторов различных профессий, Д.А. Ошанин определил его следующим образом:  образ это психическое отражение, которое выступает как целое и отвечает практической задаче, адекватно задаче, специфично, лаконично и характеризуется свойством функциональной деформации. Д.А. Ошанин подчеркивал зависимость образа  от профессионального опыта специалиста: субъект  строит оперативный образ в соответствии  со своим представлением об управляемом процессе и в соответствии с теми действиям, которые он должен выполнять. Оператор по-своему, особо видит даже ту информацию, которая представляется ему на мнемосхеме. Характеристика оперативного образа как целого позволяет глубже проникнуть в психологическое содержание операторского труда.

Перцепивный мир. Перцептивный мир мы рассматриваем как один из слоев образа  мира. Понятие "перцептивный мир" задает особый ракурс рассмотрения навигационного образа: восприятие окружающего мира и себя в нем в момент восприятия, в психологическом настоящем. Понятия "навигационный образ полета" и "перцептивный мир" позволяют соотнести окружающий мир штурмана с его восприятиями, действиями, мыслями, эмоциями, опытом. Понятие "перцептивный мир" относится к субъекту труда, поскольку различные зоны и предметы различаются по смыслу и эмоциональному отношению субъекта к ним. Окружающий мир дан субъекту как перцептивный мир, как целое: как совокупность определенным образом расположенных и меняющихся относительно друг друга предметов, среди которых и сам субъект, и другие люди. Через перцептивный мир замыкается связь между субъектом и окружающим миром. Понятие "перцептивный мир" позволяет отнести содержания сознания к некоторой реальности и потому составляет необходимую отправную позицию психологического анализа труда и опыта. Тем самым обеспечивается феноменологическая достоверность реконструируемого психологического содержания трудового процесса и профессионального опыта. Изменчивость и подвижность предметов  в перцептивном мире сделала бы невозможным точное и устойчиво воспроизводимое действие, если бы в перцептивном мире не выделялись бы устойчивые и неизменные объекты, которые выполняют функцию систем отсчета и обеспечивают стабилизацию  восприятия и действия. Поскольку понятием "перцептивный мир " задается психологическое настоящее, оно составляет отправной пункт временного анализа  текущего действия, осуществляющегося опыта  и, в более широком масштабе — становления профессионального опыта специалиста.

Понятие "перцептивный мир" разработано на основе прежде всего работы А.Н. Леонтьева,  которая явилась толчком для многих других исследований ( Е.Ю. Артемьева,  В.К. Вилюнас,  Д.А. Леонтьев,  А.Д. Логвиненко,  В.В. Петухов, С.Д. Смирнов, А.А. Пузырей, В.В. Столин и др.). Идеи, необходимые для разработки понятия "перцептивный мир", мы нашли в "экологической оптике" Дж. Гибсона, гештальт-психологии К.Левина, теории “нового взгляда" на восприятие Дж. Брунера, в концепции оперативного образа и предметного действия Д.А. Ошанина,  в генетической психологии  Пиаже: целостность и живая предметность перцептивного мира,  его пронизанность эмоциями, потребностями, смыслами и др. Понятие "перцептивный мир"  приобрело в нашей концепции особую  специфику и наполнение, поскольку оно использовалось нами в контексте совокупности понятий концепции, которую мы разрабатывали для анализа труда штурмана современного пассажирского  воздушного судна.

Понятие "перцептивный мир" использовано нами для более точной и полной фиксации феноменального плана восприятия субъекта. Операциональная характеристика восприятия вводится через понятие функциональной (оперативной) единицы.

Взятые в отдельности, пространство и время составляют два аспекта единого процесса полета и отражаются в едином профессиональном-опыте летчика. Представлено ли в структурах профессионального опыта пространство- время как единое целое? Хочется ответить - нет, поскольку пространство-время - это “живое движение” (Гордеева, Зинченко, 1982), т. е. осуществляемое сейчас, в момент его восприятия. Представить его фиксированным в структурах опыта трудно, поскольку это будет уже либо след прошлого, либо программа будущего движения. “Живое движение” исчезнет.

Психологическое содержание движения можно раскрыть как психологическое настоящее, т. е. как “живое движение” или как перцептивный мир (Артемьева, Стрелков, Серкин, 1983). Для этого необходимо как можно точнее реконструировать эти понятия в эмоциональном, когнитивном и двигательно-исполнительном аспектах, описать их не только как индивидуальные, но и как социальные акты.

 

Информационная и концептуальная модель. Для характеристики рабочего пространства оператора в инженерной психологии используется понятие информационной модели. Оно предполагает, что данные, предъявляемые оператору на приборной доске,  являются  моделью состояния управляемого объекта и адекватны задаче, которая стоит перед оператором. Эти данные организованы в соответствии с определенными правилами, что обеспечивает быстрое и легкое восприятие, а их объем не слишком велик, чтобы не затруднять поиск и анализ информации, но вполне достаточен для точного выполнения задач. Предполагается, что оператор должен сопоставлять данные, полученные от приборов с той информацией, которая уже имеется у него — концептуальной моделью (В.П. Зинченко, Д.Ю. Панов).

Информационная модель это —  совокупность информации о объекте управления, системе управления, среде и самом субъекте; информация представлена на приборах — средствах отображения информации; информация специальным образом упорядочена, чтобы обеспечить быстрое и удобное восприятие и работу с полученными данными.

Другая составляющая информационного процесса, которую нельзя отделить от информационной модели — концептуальная модель. Это некие сведения, полученные оператором ранее, при обучении, или отложившиеся в памяти. Оба типа данных —  наличные, идущие от приборов и  знания, идущие из опыта субъекта, —  объединяются в едином процессе переработки информации и управляющих действий. 

В инженерной психологии разработана теория проектирования информационных моделей. Согласно теории, к информационной модели предъявляются требования:

— адекватности задаче, которую, выполняет оператор в системе;

— соответствия возможностям человека по объему, информация не должна превышать эти возможности;

— информация должна достаточно полно отображать ситуацию;

— информация должна легко и быстро читаться и способствовать сокращению дальнейших умственных операций.

 Определение информационной модели, а особенно требования к ней, отделяют информационную модель от информационного процесса, который развертывается от входа до встречи информационной и концептуальной моделей. Информационная модель —  это только вход, начало информационного процесса; перцептивный и мыслительный процессы понятием информационной модели не выделены.

Данные об управляемом процессе  организуют конструктор, эргономист и дизайнер, эти данные предназначены для оператора, который обладает достаточными опытом и знаниями, чтобы использовать для управления процессом. Можно представить ситуацию, когда  данные, представленные на приборной доске, пытается  прочесть новичок или посторонний человек, например, психолог. Если это и удастся (что впрочем, маловероятно, поскольку данные закодированы сложным кодом, на усвоение которого требуется немало времени), то все равно действовать на основе этих данных “человек со стороны” не сможет. Этому необходимо учиться отдельно. В узком смысле понятие концептуальной модели не должно распространяться на схемное знание, на представление или образы, поскольку все они не являются концептами.  Но некоторые ученые понимают концептуальную модель более широко, включая в нее любое знание, полученное путем обучения.

  Понятие информационной модели таково, что оно не может использоваться помимо понятия концептуальной модели: оба фиксируют два типа информации —  внешний и внутренний, которые используются при управлении технологическим процессом. На наш взгляд, эта пара (информационная  и концептуальная модели) должна быть дополнена термином, обозначающим сам информационный процесс от входа до возникновения целого впечатления о ситуации. Вводя понятие “перцептивный мир” мы именно это хотели сделать, но на совершенно другой теоретической основе.

Пространство-время в операторском труде является искусственным, оно создано инженерами - конструкторами. Вместо обычных предметов первой необходимости — стрелки и циферблаты, сигнализаторы и транспаранты, мнемосхемы и дисплеи, тумблеры, ручки, штурвалы, маховики. В движении стрелок и шкал, положении  переключателей и ручек моделируются изменения, ход технологического процесса. Помимо того, для оператора характерны переходы к труду в естественных условиях (взгляд за пределы кабины выводит оператора в иное пространство время, со своими законами — снег, дождь, солнце, туман) и обратно, к искусственному; сопоставление, оценка  показаний приборов и коррекция их в соответствии с тем, что  удалось воспринять во внекабинном пространстве. Такие переходы особенно характерны для труда пилотов. 

 

Резюмируем понятие перцептивный мир, сопоставляя его с понятием информационной  модели.

1. Понятие перцептивный мир” шире, поскольку оно охватывает все предметы, зоны, события, воспринимаемые субъектом, а не только те, что предъявлены на приборной доске. В перцептивный мир входят и люди, окружающие оператора.

2. Предметы, зоны, события перцептивного отличаются по смыслу, по отношению к действию, а не только по типу информации, как в информационной модели.

3.Входящие в содержание перцептивного мира предметы даны субъекту целостно, в совокупности зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных и других свойств, в то время как информационные модели  если и рассчитаны на работу  разных анализаторов, то в отдельности. 

4. Перцептивный часть является частью образа мира, в котором выделяют еще два слоя: амодальный (промежуточный) и ядерный (глубинный).

5.Понятие “перцептивный мир” включает внутрикабинное и внекабинное пространство-время, что позволяет поставить вопрос о переходах между ними. Именно поэтому понятие “перцептивный мир” —  более удобный инструмент для сопоставления восприятия штурманов и пилотов, опытных специалистов и новичков, для исторической реконструкции этапов развития профессии.