46. Таксономия  профессиональных задач  оператора  в  виде набора глаголов. Простые и сложные задачи в труде оператора. Решение сложных задач.  Особенности мышления оператора

По учебнику Стрелкова 

В глаголах фиксируются смысл задач. (Задача предзадана, социальна по характеру, может быть сформулирована на разных языках. Продумывание исполнения и оценка сложности задачи – план исполнения).

Виды задач:

  1. I.      Перцептивные задачи. Глаголы:

Наблюдать                            Смотреть                               Вглядываться

Прослушивать                      Обнаружить                          Различить

Опознать

  1. II.      Мнестические задачи. Глаголы:

Вспомнить                Запомнить                 Воспроизвести

Сохранить                 Удержать                   Восстановить

Узнать

  1. III.      Задачи на внимание. Глаголы:

Настроится                           Сосредоточиться

Переключиться                    Расслабиться

  1. IV.      Мыслительные задачи:

Оценить                             Выделить                              Сравнить

Объединить                       Разложить                             Изучить

Установить                        Выяснить

  1. V.      Эмоциональные задачи:

Успокоить                 Посочувствовать

Пожалеть                   Приласкать               Доставить удовольствие

  1. VI.      Моторные задачи. Глаголы:

Отслеживать             Включить

Настроить                 Перестроить

  1. VII.      Коммуникативно-информационные задачи (У Стрелкова нет, м.б. наладить контакт, сообщить).

Проектирование деятельности. Поскольку для операторских профессий характерна нагрузка на ВПФ, то для описания деятельности потребуются соответствующие глаголы. Осваивая перечень глаголов, можно проникнуть в особенности профессии. Важно, чтобы список глаголов был достаточно богатым и точным.

Формулировка задачи указывает:

  • Цель
  • Средства достижения цели
  • Сроки выполнения цели
  • Пространственная точность
  • Ограничения: пространственные и временные

Содержание задачи. Задача включает:

  • Общую формулировку
  • Детальную формулировку (точно указывается, каким путем можно прийти к требуемому результату). Отдельные ступени пути также обозначаются глаголами.

Виды задач:

  • Практическая задача. Выполняется с риском для жизни исполнителя; предполагается, что субъект знает об ответственности (административной, юридической и проч.) и переживает её эмоционально, ошибки при выполнении практической задачи вызывают чувство вины.
  • Лабораторная задача. Выполнение задач в лаборатории основано на договоре между экспериментатором и испытуемым и проходит в условиях, когда экспериментатор гарантирует испытуемому безопасность участия.
  • Познавательная задача.

Решение задач может быть групповым

Простые и сложные задачи

Сложность задачи определяется тем, насколько быстро и легко удается специалисту освоить критические операции, необходимые для её выполнения.

Как определить сложность задачи? Надо раздробить задачу на отдельные мелкие фрагменты и оценить количество и сложность движений, требующихся для её выполнения.

Показатели сложности задачи: время и усилия, которые должен приложить человек. Но вообще-то зависит от опыта, т.е. субъективная оценка.

Факторы, определяющие сложность задачи:

  • Неопределенность событий и объектов окружающего мира
  • Новизна событий и объектов окружающего мира
  • Неожиданность событий и объектов окружающего мира
  • Неполнота информации
  • Неясность информации
  • Неточность информации
  • Дефицит времени
  • Степень неопределенности, уникальность подзадач

Сложные задачи связаны с высокой ответственностью за промахи и социальным + административным давлением на исполнителя.

Сложная задача отличается особой эмоциональной характеристикой ожидания начала действия – после получения сложной задачи субъект может испытывать следующее: Беспокойство

Страх Тревожные сновидения Сожаление о согласии на участие Отказы от выполнения

Когда сложная задача решена, начинается процесс самокопания

Мышление проффессионала

Неправильно думать, что деятельность оператора сводится к быстрому реагированию и т.п. Он мыслит!!! В первую очередь, мышление необходимо при решении сложных задач. А еще сложность и условность знаковых систем, ограничения возможностей применения системы.

Решение задачи – это процесс преобразований, выполняемых на основе анализа ситуации, совершаемого в терминах усвоенной знаковой системы.

Могут происходить последовательно или одновременно

 

Преобразования:

 

  • Преобразования в системе значений
  • Практические преобразования

Ситуации, которые не могут быть решены без мышления:

ü  Освоение системы (например, при обучении на новой технике)

ü  Анализ необычных ситуаций при разборе

ü  Построение новых режимов эксплуатации техники

ü  Возвращение системы из неустойчивого, переходного состояния в режим нормального функционирования

ü  Определение сложности задания, сроков исполнения, экономической цены, физиологической стоимости работ.