42.Ошибка субъекта труда: психологические концепции ошибки; ошибка и опыт; психологическая классификация ошибок. По Стрелкову.  Ошибка — это результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану. Ошибка  это  отклонение от намеченной  цели, несовпадение полученного  с намеченным, несоответствие  достигну-того результата намеченной цели, поставленной задаче. Ошибки и психические процесс: ошибки восприятия —  не успел обнаружить, не сумел различить, не узнал и пр.;памяти — забыл, не успел запомнить, не сумел удержать в памяти, сохранить, восстановить, воспроиз-вести и пр.;мышления — не понял, не успел схватить, не предусмотрел, не разобрался, не проанализировал, не объединил, не обобщил, не сопоставил, не выделил и пр.; внимания — не сумел  сосредоточиться, собраться, переключиться, удержать, не успел охватить всего, быстро устал и пр.. Очевидны ошибки в речи и движениях. Временной характер  ошибок может быть зафиксирован с помощью наречий: едва узнал, чуть не заметил, едва заполнил. Аналогичным образом можно выразить пространственные  и энергетические ошибки. Ошибки и опыт. Опыт вырастает из ошибок. Ошибка здесь - результат активности по освоению границ, пределов, внутри которых результат может считаться нормальным. В ошибках проявляется разница между вербальными формулировками и двигательным исполнением. Такого рода ошибки обязательны - они источник опыта любого человека. Но после достижения определенного профессионального уровня профессиональное развитие прекращается. Специалист достиг своего потолка. Если сложность задач выше этого потолка — специалист не может действовать так же успешно, как при решении простых задач.  Но это начало деградации. Субъект больше не в состоянии работать на достигнутом уровне сложности. Это именно та ситуация, когда можно сказать, что на ошибках учатся не все, на ошибках учатся не всегда. Новичок может оставаться на месте, не развиваясь, не двигаясь вперед из-за того, что группа не доверяет ему. Изо дня в день выполняя простые задачи, новичок не имеет возможности накапливать опыт. Ошибка — социальная оценка,  критика — осознание способа выполнения — поиск нового — обучение — изучение пределов своих возможностей — совершенствование. Роль ближайшей трудовой группы: контроль за исполнением, коррекция и реакция, разбор ошибок. Группа наказывает индивида за совершенную ошибку. Индивид стремится к вершинам профессионального мастерства. Концепция ошибки.  Должно быть, понятию ошибка можно дать только негативное определение. – Ошибка – как факт практики, который не соответствует, не подходит  задуманному и т.д.   Ошибка - это результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану.  В случае ошибки результат не соответствует  намеченному или заданному. Чтобы узнать, что привело к ошибке, необходимо ответить на вопросы: какими были движения, мысли и переживания человека  в ходе выполнения действия? Концепция ошибки должна строиться на основе представлении о нормальном функционировании, которое определяется позитивно.  Сама ошибка должна определяться только негативно (По Д. Норманну, ошибка должна быть определена как «действие, выполненное вопреки плану»). Разумеется, если речь идет о нежелательном происшествии, а не о положительных последствиях действия, сильно отличающегося от нормального исполнения.  Следует исходить из представлений о позитивном устройстве психического аппарата (восприятие, память, мышление, эмоции, движение , мотивация и пр.) или о его функционировании (действие, мотивация, переработка информации), о связи аппарата с телом (возраст, индивидуальные особенности). Столкнувшись с негативным результатом – ошибкой, необходимо найти, что могло привести к нему. Таким образом,  представление о системе психических процессов может стать основой для  анализа ошибок.  Анализ ошибок (три основных аспекта): •              Прошлое:  В определении понятия ошибки решающее значение имеет время: ошибочное действие уже совершено, то есть оно всегда в прошлом. Ошибку можно констатировать, когда получен окончательный результат.•               Будущее: Все тренировки и профилактические меры направлены в будущее,  на то, чтобы люди не повторяли чужих ошибок. Однако  при проектировании можно определить только вероятность  совершения ошибочных действий. Ошибки будут возникать  в наиболее сложных пунктах трудового процесса, тем, где велика нагрузка. Сложность известна заранее, тем самым появление ошибки можно предугадать. •            Настоящее: Пока идет действие, об ошибке говорить нельзя. Об ошибке опытного специалиста нельзя говорить до тех пор, пока действие не закончилось. Однако если в действии задана такая последовательность событий, которая необратима и неминуемо ведет к  неблагоприятному исходу, то такое действие можно расценивать как ошибочное.    По Сонцевой. Ошибка – характеристика несоответствия полученного результата действия желаемому , недостижение результата. Причины недостижения результата: отказы техники, отказ человека – только ошибка связана с действия субъекта, только с результатами действия человека. Причины:1)Есть когнитивные процессы – могут быть источником ошибок. Ошибки связанные с ощущением, какой-то параметр оказался ниже порога, неверное опознание элемента и в связи с этим произошла ошибка (пример, с линейкой).2)Ошибки восприятия – иллюзии. Связаны с чисто зрительными иллюзиями. Квазииллюзии – установочность (из-за своей установки можно разочароваться, не видит реальности).3)Мышление – логические ошибки, связанные с выводами и суждениями. 4)Источник ошибок – уровень знания  Ошибки принятия решения:1)Операциональные ,2)Эмоциональные  - не знаю чем лучше каждая альтернатива, но выбираю эту, потому что она эмоционально больше нравится3)Не все альтернативы просмотрены. Опыт: Знание – высший уровень, обобщенный, содержание когнитивного компонента, мотивационного компонента (представление о целях, задачах). Умения  - потенциальные действия в широко меняющихся условиях Навыки – всегда конкретны, способы организации собственных действий в стабильных условиях. Сами по себе знания не обеспечивают деятельности. Ошибка навыков – интерференция навыков, перенос навыков (перенос навыка с одного объекта на другой (разные самолеты)) Использования знаний в новой ситуации  - умения. Выбранная схема, тактика, стратегия – ошибка принятия решения (ошибка принятия плана).Классификации ошибок. Дженсена  - ошибки процедуры - управление двигателями и конфигурацией несущих плоскостей, контроль расхода топлива, управление автопилотом, навигационными устройствами, ведение радиосвязи.- ошибки в сенсомоторные акты - пилотирование самолета, контроль скорости, удаления,  пролета препятствий, обнаружение опасных ситуаций, географическое ориентирование.-ошибки принятие решения - оценка знаний, навыков. физических и психических возможностей, оценка возмож-ностей наземных и бортовых систем, оценка опасных ситуаций, навигационное планирование  и коррекция. Фитца и Джонса -  просили пилотов дать описание специфических ошибок и затруднений, встречающихся при управлении самолетом и при реагировании  на показания приборов. 1. Наибольшую частоту  ошибок наблюдаем в связи с приборами,  стрелка которых делает несколько оборотов.  Человек  не в состоянии понять, что показывает прибор, поскольку не может быстро считать  обо-роты стрелок,  он сбился со счета. Этот тип ошибки ясно показывает, что прибор для пилота не только источ-ник, позволяющий получить одиночную информацию —когда стрелка устанавливается  на определенном делении , но и средство  проектирования, планирования, расчета предстоящего процесса. Благодаря прибору настоящее перестает непрерывно убегать в прошлое. Оно  стабилизируется, расширяется и  приобретает устойчивость. Это позволяет специалисту понять, что происходит. Этот тип ошибок связан с чтением трехстре-лочного высотомера.  Измерения, проведенные Гретером, показали, что при чтении этого прибора даже опыт-ные летчики делают около 12% ошибок, не говоря о студентах, у которых  процент ошибок оказался еще боль-ше — до 17 %.  Когда Летчикам  преложили читать показания на высотомере измененной конструкции, число ошибок возросло  и приблизилось к  показателям неспециалистов — студентов колледжа. В этом пункте пока-зано, что чтение показания прибора — сложный процесс, который требует  не просто восприятия, но и предпо-лагает развертывание интеллектуального процесса —  понимания. Об этом же свидетельствуют и другие типы ошибок. 2. В следующем пункте показано, что большая доля приходится на ошибки, связанные с неправильной интерпретацией направления движения индикаторного устройства  —  стрелки, отдельных  цифровых знаков или всей шкалы целиком.   Действия летчика, основанные на ложном толковании  направления движения стрелки или шкалы, приводят к ухудшению положения. По словам Фиттса, индикаторы   выполняют не одну функцию — обеспечить снятие показания, но и показывают скорость изменения величины  — меняется быстро или медленно — и направление изменения — возрастает или убывает. Для этой цели в распоряжении оператора должно быть некоторое поле, в пределах которого он может выполнять перцептивные и умственные операции.  3. Большой процент ошибок  связан также с неправильной интерпретацией. Летчики обращают  вни-мание на сигналы рукой  — их трудно стандартизовать и сигнальные огни — они сильно зависят от условий. Звуки, радиосигналы поступают на фоне помех, что приводит к уменьшению четкости и поэтому требует уси-ленного внимания и толкования.  4. Большая доля приходится на ошибки различения цифр, делений шкал или стрелок. Из-за их недостаточной четкости летчик не может быстро и без усилий считать информацию с нужного прибора. Восприятие содержит некий подпроцесс, функция которого — различение объектов, отделение одного от другого. По-видимому, такая операция особенно необходима, когда специалист должен считывать знаковую информацию. Сходство велико и соответственно велика вероятность спутать, принять одни знак за другой.5. Ошибки идентификации возникают, когда летчик считывает показание, обращаясь не по адресу, к прибору, на котором нет нужной информации. По-видимому, считыванию показания должен предшествовать акт идентификации прибора или шкалы. Летчик должен знать, где он найдет то, что ему необходимо для решения возникшей задачи. Идентификация считается частью перцептивного процесса. Если с этим согласиться, то можно просуммировать относительные частоты ошибок различения и идентификации. Видно, что они составляют  0.27 - довольно большую долю. 6. Немалой оказывается и доля ошибок, возникающих из-за использования неработающего прибора.  Процессы в полете развиваются быстро, объемы информации велики. Если летчик привык к тому, что приборы работают надежно, он считывает показания автоматически. Этот тип ошибок снова наталкивает на мысль о том , что автоматическому чтению показания должны предшествовать процессы установления надежности работы источника информации. Это специальный вид работы, который не может быть полностью автоматизирован и переведен на уровень восприятия. Это интеллектуальное  сознательное действие.7. Следующий пункт охватывает небольшое по относительной частоте число ошибок неправильной интерпретации цены деления. Здесь снова подчеркивается роль интеллектуальных процессов, которые  выполняются при интерполяции  значения между двумя делениями или при оценке одиночного значения. Следует отметить, что абсолютное число таких ошибок не так уж незначительно — приблизительно 16.  Видим, что если сложить относительные частоты по всем случаям, когда ошибки возникали из-за неправильной интерпретации, толкования или понимания, то получится 0.55. Это показывает, сколь велика умственная нагрузка пилота. 8. Ошибки из-за несоответствия восприятия показаниям приборов. Летчик совершает такого рода ошибки при  нехватке времени для умственного сопоставления, анализа и решения. Эти факты послужили по-водом для многочисленных исследований. Согласно инструкции, летчик должен полагаться прежде всего на показания приборов, а не на собственные восприятия. Но  при несоответствии  приборных данных восприятию летчику трудно сделать выбор.9. Неснятие показаний прибора в нужный момент происходит по  указанным выше причинам: большие скорости управляемых процессов, большие и быстро меняющиеся потоки информации, большие операциональные нагрузки  на оператора и как следствие - снижение работоспособности. Расмуссена- сопоставляет ошибки с тремя уровнями поведения: 1)моторными навыки (совершаются автоматически, неточности в их исполнении не могут быть поставлены в вину субъекта, который контролировал лишь результаты движений)2)знания3)творческая активность.