Методы инженерно-психологического анализа деятельности человека-оператора в эргатической системе.


 

Эргатическая система – это система взаимодействия человека с внешней реальностью, т.е. система «субъект – объект». Пр.: система «человек – машина», «человек – техника – среда» и т.д. Эргатическая система производит то, в чём нуждаются, и что способны потребить люди, общество (вещественный предмет, полезная информация, общественные процессы и проч.). Т.о., Эти системы объединяют субъектов труда, предмет труда, средства труда, производственную среду.

 

Адекватным методом изучения профессионального опыта является идеографический метод, поскольку он направлен на изучение отдельного специалиста.

Аналитический этап - исходный пункт исследования. Анализу подлежат трудовая деятельность человека и функционирование отдельных элементов и всей системы СЧМ. В результате анализа определяется место человека в решении задач, для которых предназначена изучаемая система, общая психофизиологическая характеристика деятельности человека в СЧМ, выявляется структура человеческих факторов, оказывающих влияние на эффективность работы системы и её частей. Анализ позволяет установить требования, которые определённый вид трудовой деятельности предъявляет к реализующим её техническим средствам и психофизиологическим свойствам человека.

 

Эмпирические методы:

  • ·         Физиологические (определяют затраты организма, «психофизиологическую цену» успешности в труде)
  • ·         Психофизиологические методы (исследования – раскрывают механизмы и закономерности; испытания – выявляют с помощью тестов соответствие человека и машины)
  • ·         Наблюдение и самонаблюдение

 

Цель наблюдения как метода инженерной психологии - выявить профессионально значимые особенности психических процессов путем изучения и сопоставления внешних проявлений деятельности человека, мимики, речи и результатов его труда.

1)       Объективная регистрация изучаемых явлений – фотографирование и фотосъемка рабочей позы или выражения лица, показаний наблюдаемых им приборов и индикаторов, направлений взора и рабочих движений. Для регистрации речи – магнитофон. 

2)       Замеры – геометрические размеры рабочего места, времени и последовательности труда и отдыха в течение всего рабочего дня или суток (фотография рабочего дня), замеры времени выполнения отдельных действий и движений (хронометраж), замеры латентных периодов различных сенсомоторных и сенсоречевых реакций, включенных в изучаемую трудовую деятельность. В процессе наблюдения широко производятся также замеры физиологических показателей человека: частоты пульса и дыхания, кровяного давления, электрической активности сердца, головного мозга, мышц и т.д.

  • ·         Эксперимент (лабораторный, производственный, формирующий)
  • ·         Диагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, беседы-интервью…)
  • ·         Приемы анализа продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, анализ ошибок, трудовой метод, оценка изделий…)

 

Анализ ошибок, основные методы исследования:

1)       Метод полирефлекторного интервью. Суть методы – в многостороннем кольцевом опросе свидетелей и всех, кто имел отношение к происшествию.

2)       Метод построения фреймов. Анализируются содержащиеся во фреймах «узлы» и «связи», в результате чего выявляются причины сбоев в деятельности.

3)       Метод критических индидентов. Анализируются ситуации, провоцирующие наибольшие сложности в трудовом процессе (где наиболее вероятны ошибки). Для обнаружения таких слабых мест обычно используют наблюдение, интервью и моделирование.

4)       Метод выделения трех категорий действий, каждое из которых подвергается особому анализу. 1 – моторные навыки, 2 – знания, 3 – творческая активность.

 

  • ·         Метод моделирования (предметное, математическое, кибернетическое, психологическое, статистическое моделирование…) изучение деятельности и построение на основе этого изучения психологической, математической или статистической модели. Воспроизводит не весь объект, а наиболее существенные элементы.

1)       Психологическое моделирование – замещаем реальную деятельность некоторой ее модификацией (через имитаторы, макеты, испытательные стенды)

2)       Математическое – через математические модели (формулы, неравенства, закономерности)

3)       Статистическое (имитационное)  - имитация деятельности оператора при помощи ЭВМ (имитации воздействия случайных факторов на деятельность оператора и функционировании человеко-машинных систем непосредственно в ходе моделирования).