38.Работоспособность как один из критериев психического здоровья и нормального развития личности.

 

Работоспособность – характеристика наличных или потенциальных возможностей человека выполнять трудовую деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени (Большой психологической словарь). Работоспособность формируется в обучении и зависит от: владения знаниями и умениями,  определенного уровня воспитанности личности, умения подчинить свое поведение социальным целям и нормам, мотивации,  индивидуально-личностных качеств субъекта труда.

Мясищев: сохранная трудоспособность и общая трудоспособность человека – важнейший критерий его психического здоровья.

Мясищев - «Личность и труд аномалийного ребенка», выделение качественно разных видов нарушений трудоспособности, требующие особых коррекционных воздействий.

Сопоставление механизмов при различных нарушениях à способствует пониманию природы механизмов здоровой личности и ее трудоспособности.

  • ·      1 группа аномалий: органические поражения мозга (в частности, олигофрения):

Трудоспособность ограничивается дефектом познавательной сферы, границами обобщений, ограниченностью интеллектуальных операций.

  • ·      2 группа аномалий: психопатии и невропатии (неустойчивость эмоциональной сферы, повышенная возбудимость и пр.):
  • ·      3 группа аномалий: дефекты органов чувств (слепота, глухота, их сочетания).

Трудоспособность оказывается ограниченной в разной степени в зависимости от того, в каком возрасте ребенок лишается полноценной чувствительности.

  • ·      4 группа аномалий: социогенные варианты неврозов (аномалии личности, обусловленные историей развития, особенностями социальной среды), а также дети с социальной запущенностью (трудным характером в результате неправильного семейного воспитания или беспризорности).

Нарушения в трудоспособности этих детей связаны с тем, что не было сформировано положительное отношение к труду, отсутствуют трудовые навыки (отсутствие самоорганизации и самоконтроля, планирования своей деятельности).  поддаются коррекции и перевоспитанию.

Акцентуации личности - промежуточная форма снижения трудоспособности, которая еще не приводит к инвалидности.

Три уровня регуляции функционального состояния (актуальной работоспособности и общих основ трудоспособности):

- морфофизиологический (обеспечивает базовые функции жизнедеятельности). При некоторых формах психастений, при эпилепсии  – нарушения активации.

- психологический. При олигофрении – поражение когнитивных интеллектуальных функций, обобщений.

- уровень личностной регуляции деятельности. При шизофрении – аффективная, мотивационно-потребностная сфера, регуляция.

Трудотерапия:

Уровни социально-трудовой реадаптации, задача – достигнуть самого верхнего:

  1. 1.    Профессиональная реадаптация: возврат к прежней профессии, когда коллеги «дефект не замечают». 
  2. 2.    Производственная реадаптация: возврат к труду, но при снижении квалификации.
  3. 3.    Специализированно-производственная реадаптация.
  4. 4.    Лечебно-производственная реадаптация. 
  5. 5.    Внутрисемейная реадаптация: выполнение домашних обязанностей. 
  6. 6.    Внутрибольничная реадаптация: при глубоких дефектах психики. 

Почему именно труд?

Геллерштейн: суть целебных свойств ручного труда в том, что он обладает такими свойствами, как:

  1. 1.    Соответствует человеческим потребностям
  2. 2.    Имеет цель
  3. 3.    Мобилизирует активность, внимание и т.д.
  4. 4.    Широкие возможности компенсации
  5. 5.    Во время работы учится преодолевать препятствия и трудности
  6. 6.    Работа имеет результат, могут получать обратную связь.
  7. 7.    Можно использовать для отвлечения внимания
  8. 8.    Для положительных эмоций – чувства удовлетворения и так далее.
  9. 9.    Работа может выполняться в коллективе.

Но: не всегда помогает, может и ухудшать состояние. Пример: абсолютно противопоказана для острых состояний с расстройствами сознания, при какатоническом ступоре, соматических тяжелых заболеваниях. Плохо при депрессиях и астении.

Подбираем необходимую дозировку занятий, форму и содержание.