Роль психологии труда в совершенствовании профессиональной подготовки. Методы профессионального обучения.

В настоящее время поиск путей активизации человеческого потенциала внутри организации и учет психологических особенностей персонала является одним из решающих факторов повышения эффективности деятельности любой организации. Поскольку организацию можно определить как систему совместно работающих людей, различающихся профессионально-социальными функциями и положением в этой системе и объединенных для достижения общих целей, то перед ней неизбежно встает целый ряд не только собственно организационных, экономических, но и психологических проблем, успешное решение которых отнюдь не в последнюю очередь обусловливает эффективную жизнедеятельность организации.

Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации. Именно тренажёры, тренинги, практика наставничества и коучинга призваны активизировать профессиональный потенциал людей, повысить их квалификацию.

Среди основных методов обучения на рабочем месте можно выделить:
• введение в должность – новый сотрудник обучается работе сотрудником, ранее занимавшим эту должность;
• инструктаж – обучение непосредственным руководителем;
• ротация – сотрудник изучает несколько различных специальностей в пределах одного отдела в течение определенного периода времени с целью получения опыта работы в организации и возможности анализа ее деятельности «со всех сторон»;
• метод «Сидя рядом» – перенятие опыта и навыков мастерства у более квалифицированных коллег;
• наставничество – передача знаний и опыта практических и теоретических аспектов работы от наставника к обучаемому;
• самообразование или приобретение опыта;
• подготовка к сдаче квалификационного экзамена;
• подготовка к аттестации;
• участие в проверках и комиссиях при решении внутренних проблем организации;
• обучение по индивидуальным или целевым программам;
• стажировка в новой должности.

Обучение вне рабочего места проводится за пределами организации и является эффективным средством быстрой передачи нужной информации об изучаемом предмете большим группам людей. Методы внеорганизационного обучения целесообразно применять для изучения фактического материала, концепций, принципов и теорий.

Существует несколько способов, используемых при обучении вне рабочего места:
• лекции;
• изучение конкретных ситуаций (кейс-стади) – анализ реальных или гипотетических ситуаций с выработкой путей и способов ее решения;
• тренинг – моделирование реальных ситуаций с целью получения практических навыков, необходимых в повседневной работе;
• ролевые игры – обучение сотрудников через проигрывание назначенных ролей;
• обучение с использованием компьютерных программ;
• деловые игры – моделирование взаимодействия организации с окружающей средой.

 

Принципы эффективности тренажёров по К.К. Платонову.

  1. Психологическая близость учебных заданий на тренажёре реальной профессиональной ситуации.
  2. Учебные задания должны быть разной степени сложность и начинать обучение следует с простых, постепенно их усложняя.
  3. Ученик при работе на тренажёре должен получать обратную связь.
  4. Тренажёр должен обеспечивать многократное повторение учебных заданий.