Теории профессионального развития, используемые в карьерном консультировании.

1.Дифференциально-типологический подход (Парсонс).

 

<Этот подход весьма "статичен": подразумевает, что у человека есть набор св-в, и у профессии есть набор св-в, эти наборы надо соединить так, чтоб всем было хорошо>


Схема работы профконсультанта:

-Исследование клиента.

-Изучение профессий.

-Сопоставление этих двух компонентов.

Консультант опирался при  таком подходе на данные дифференциальной психологии личности и типологии профессий.


 Опорой данного подхода служила функциональная психология начала ХХ века, обусловившая как положительные его стороны, так и недостатки.


К недостаткам можно отнести следующее: профессии рассматривались как устойчивые образования, как суммы компонентов, каждый из которых требует для своего выполнения от работника определенных психических  способностей-функций;  личность  работника понималась как обладающая набором биологически детерминированных способностей, мало поддающихся развитию.

 

Таким образом, каждый человек изначально оказывался уже предопределенным к отдельным видам профессионального труда. Успех проф выбора зависел от возможной «встречи»  личностной структуры и структуры проф требований, а задача проф заключалась в  составлении прогноза  того, какая профессия несет для клиента большую удовлетворенность и успешность. 

 

Дж. Голланд автор типологии личности и професс среды. Осн идея: удовлетворенность человека своей профессиональной жизнью не исчерпывается  узко понимаемым  перечнем выполняемых им в труде профессиональных задач и действий, но включает и  профессиональное общение с людьми близкого, понятного душевного склада, из которых формируется  своеобразная духовная среда. Модель личности и ее развития в профессиональной жизни,  по Дж. Голланду, предполагает существование  некоего относительно устойчивого во времени эмоционально-ценностного ядра, связанного с   развитием  определенных способностей и склонностей личности. В этом отношении  теория Голланда  близка концепции Е.А. Климова.

Выделил 6 типов личности:1.Реалистический-прагматичный. 2.Исследовательский. 3.Артистический-художественный 4.Социальный. 5.Предпринимательский-инициативный 6.Конвенциональный.Для каждого типа существует определенный набор предпочитаемых профессий.

 

2.Структурно-поведенческий подход (Миллер, Леман).Выделяются паттерны профессионального поведения в разной мере успешные в труде, «картины» максимальной продуктивности и спадов в разные возрастные периоды жизни. Гарвел Леман (Lehman H., 1953)  обнаружил  примечательный факт:  оказалось, что для ученых, сделавших выдающийся вклад в науку,  характерно  отсутствие «спада» творческой продуктивности в среднем и пожилом возрасте по сравнению с рядовыми исследователями. Так если у первой группы спад обнаруживается  у  21 %, то у второй группы — в 72 %  случаев.

 

3.Мотивационные (психодинамические) теории. . Помимо заработной платы и правовых гарантий в труде (значимость этих факторов повышается с ростом беработицы),  люди ищут в профессиях общение, способ найти взаимопонимание и признание  своих личностных качеств, ощущение себя членом общества.Например, концепция А. Роу, основанная на концепции мотивации А. Маслоу. Классификация предназначалась для карьерного консультирования клиентов с определенными психодинамическими особенностями личности. интересы: 1 — cфера обслуживания; II — деловые контакты;  III — организаторск контакты; IV — технологии; V — работа на воздухе; VI — наука; VII — общая культура; VIII — искусство и предпринимательство. Вторым основание классификации профессий является ответственность работника

4.Теории развития. Авторы не только описывают феномены профессиональной жизни, но и пытаются понять их происхождение и обрисовать возможности прогноза, развития

IV.1.  Концепция возрастных стадий  профессиональной жизни.Теории развития карьеры   рассматривают    возможности карьерного консультирования клиентов на основе  представлений о вариантах  профессионального развития личности, его закономерностях.  Особой популярностью пользуется концепция возрастных стадий карьеры американского психолога Дональда Сьюпера

 IV.2.  Стадии цикла профессионализации. Современные  условия  общественной жизни все  чаще  ставят человека в условия смены профессии. Поэтому нормативные стадии профессионализации, соотнесенные с возрастными периодами жизни, могут не совпадать с  качественно своеобразной ролью (оптанта, адепта, адаптанта, интернала и пр.) в рамках цикла профессионализации.

 IV.3. Социально-когнитивные теории (принятие решений).Данные  теории отличаются тем, что в них процесс профессионального самоопределения, профессионального развития  рассматривается в контексте  индивидуальных особенностей прогнозирования и принятия решений личностью. Альтернативы карьер сравниваются субъектом выбора по  ценности связанных с ними возможных событий.

 IV.4. Теории единства профессионального  и жизненного, личностного самоопределения.Концепция  Д. Сьюпера Ученый связал профессиональное развитие человека  с  личностной зрелостью, формированием  и реализацией его «Я-концепции».  То, кем становится человек, зависит не только от внешних обстоятельств, но и от самого человека.

Согласно данной теории, индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьер можно рассматривать как попытки человека осуществлять 
Я-концепцию, представленную теми утверждениями, которые личность желает сказать о себе. Его утверждения относительно профессии определяют профессиональную Я-концепцию. Те характеристики, которые являются общими как для его общей Я-концепции, так и для его профессиональной Я-концепции образуют словарь понятий, предсказывающий профессиональный выбор. Так, например, если субъект думает о себе как об активном, общительном, деловом и ярком человеке и если он думает 
о юристах в таких же понятиях, он может стать юристом