История зарубежной индустриальной психологии

1920 – психотехническая конференция организованная в Риме по замыслу Клапареда.

1920 – организована Международная психотехническая ассоциация

1949 - Международная ассоциация прикладной психологии (так была переименована психотехника)

Сегодня действует Европейская ассоциация психологии труда и организационной психологии.

Прикладная  пси, изучающая труд, трудящихся и производственную организацию сложилась к началу ХХ в.

В.Штерн -1911 – ввел термин психотехники.

Психология:

1.    Общая психология – изучает общие закономерности

2.    Дифференциальная психология – изучает индивидуальные различия:

  • Теоретическая
  • Прикладная:

     1.    Психогностика – объясняет уже произошедшее

      2.    Психотехника(программа работы психолога в различных сферах, где он будет востребован) – влиять на сознание, формировать представления, активное воздействие на людей, на их деятельность, на их средства, которые они выполняют свою задачу, возможность прогнозировать будущее

Гюго Мюнстерберг (1863-1916) - основатель прикладной психологии и психотехники как ее части. Его исследования - промышленное производство и транспорт.

Тейлор – амер инженер «классик управления», разработал системы интенсификации труда путем использования псих факторов в целях рационализации производства. Пример: 120 работниц на производстве – был сокращен раб день, введены перерывы→продуктивность возросла и работу 120 чел стали делать 35чел. Проблемы профориентации, профотбора, псих воздействия.

1908г - Ф.Парсонс в Бостоне организовал бюро, где давали консультации подросткам по выбору профессии. Наблюдение за индивидуальными особенностями подростков и интуиция, специальных методов не было.

Мюнстерберг разработал методы для исследования личных качеств и отбора персонала. Его отличия от исследований Вундта: переход от искусственных лабораторных условий к моделированию естественных условий деятельности. Разработка тестов.

 

Предпосылки индустриальной психотехники: развитие капитализма, потребность в рационализации экономики, производство, культурная жизнь, движение за «научное управление» (Тейлор).

Программа индустриальной пси: (Мюнстерберг): 1) психологич изучение профессий, 2) помощь в выборе проф, 3) психологич профотбор, 4) повышение производительности труда с испол психологич м-ов.

Школы научного менеджмента и развития прикладн пси.

1. Классич концепция научн управления (конец 19-начало 20 века) - Тейлор, Файоль. Деятельность отдельного человека, чтобы повысить производительность труда. Главный мотив: деньги, зарплата. Принципы: научн изучение труда, способы установл кол-ва товара, кот м б сделан за смену; подбор и обучение первоклассн работников для каждого вида труда; нужно изменить распределение обязанностей между работниками и администрацией; вместо забастовок, противостояний между раб и админист – сердечное сотрудничество.

2. Гуманистическое направление менеджмента, школа человеческих отношений  (c 30-50-х гг. ХХ в по сейчас) - Мэйо, Ротлисберг. Важно учитывать отношения между работниками  как вертикальные, так и горизонтальные. Мэйо – сначала пытались реализовать идею Тейлора (повышение освещения для повышения производительности труда). В результате: освещение важно, но и участие в эксперименте, общение и интерес важны. Принципы: Удовлетворенность трудом и эффективность труда, Трудовая мотивация и эффективность труда, Трудовая мотивация работника и отношения в трудовом коллективе, с руководством. Лидерство и власть в производственных группах. (Социально-психологические проблемы труда в индустриальной психологии).

3. Системный подход в научн упр (1913 – 50-70гг.) - Богданов, Берталанфи. Органзиациякак сложная единая система. Принципы: Представление организации как открытой системы. Проблема принятия решений в  менеджменте. Использование математических моделей в описании  трудовой деятельности человека как звена системы «Человек-машина». Применение теории алгоритмов, теории информации в анализе  профессиональной деятельности людей. Разработка  основ «Исследования операций». Развитие инженерной психологии, проективной эргономики и, обслуживающей их задачи — экспериментальной когнитивной психологии. Первые работы в области организационной психологии.

4. Ситуационный (релятивистский) подход (с 60-х ХХ по сей день). Отказ от поиска универсальных законов управления, переход к анализу конкретных управленческих ситуаций. Разработка типологии  производственных организаций. Рассмотрение каждой организации в ее развитии. Принцип относительности управленческих правил в сфере менеджмента и в области психологии, обслуживающей менеджмент.

5. Концепция креативной развивающейся организации (с 80хх по наст время) – Э. Трист, П. Санж. Те предприятия, которые осваивают современные технологии, конкурентоспособность таких предприятий определяется персоналом. Персоналу нужно понимать, что надо развиваться, хорошо относится к инновациям, идеи развития персонала, обучения - центральны. Системное мышление менеджера и его развитие. Теория организаций, их типы, разновидности, организационная экология. Организационная (корпоративная) культура. Тренинги персонала, управление карьерой. Развитие психологии управления (исследующей  труд менеджеров), организационной психологии.

6. Индустриал пси (психотехника), пси труда, психофизиология труда, эргология, антропотехника - изучают отдельного человека, который трудится, зарождение эргономики.

7. Соц пси труда, пси управления.

8. Системотехника в проектировании с-м «Ч – М», инженерная пси и эргономика.

9. Организационная пси

10. Программы тренингов, научн пси профессион развития, акмеология