16. Профессиограмма и психограмма профессионала. Понятие профессионально-важных признаков (качеств), их виды,  пути  выявления.

 

 

Процесс изучения отдельной профессии - профессиографирование. Название неточное, т.к. проблема не только в описании профессионального поведения или его результатов, но и в анализе своеобразия психики человека — субъекта труда. Итоговое описание профессии называется «профессиограмма».

Профессиограмма определяется как "описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности", сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Психограмма - выделение и описание тех качеств, признаков, которые важны для успешного выполнения профессиональных задач работником  в данном виде труда принято называть «профессионально-важными качествами» (ПВК).

ПВК - те качества, признаки, которые важны для успешного выполнения работником профессиональных задач в данном виде труда.

Виды психограмм:

–полные (психологическое изучение составлялось по обширной программе),

- частичные (программа обследования личности касалась лишь важных для обсуждаемой проблемы сторон)

–срезовые (составлялась при разовом обследовании личности)

-продольные (составлялась при сопоставлении результатов психологического обследования личности несколько раз во времени.) Только продольные психограммы, считал Штерн, могли дать психологу сведения о тенденциях развития личности, т.е. позволяли понять личность, устойчивые и случайные ее проявления.

 

Системная профессиограмма, рассматриваемая как сама технология психологического изучения субъекта труда, в которой соединяются профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме как раз и выделяются профессионально важные качества для данной профессии).

20 гг 20 века  И.Н.Шпильрейном   и  С.Г.Геллерштейном были описаны группы  ПВК, которые характеризовали  возможности человека как субъекта конкретной профессиональной деятельности с разных сторон, выделялись:

а) качества и важные для профессионального успеха функции, но трудно поддающиеся тренировке, развитию, выражающие стойкие индивидуальные особенности людей, которые  особо важны для прогнозирования будущей профессиональной успешности у новичков и поступающих в профессиональные школы;

б) качества и важные для профессионального успеха функции, которые возможно  развить в обучении, и поэтому их тренировка  должна быть включена в программы профессиональной подготовки; 

в) качества и важные для профессионального успеха функции, которые в большей степени подвержены функциональному распаду под влиянием длительной и/или напряженной профессиональной работы или смены орудий.

Этапы составления психограммы:

Установление перечня выполняемых профессионалом  обязательных задач. Задачи вычленяются по  нормативно заданным целям труда, (которые могут не совпадать с субъективными целями, поставленными работником). Результаты действий разделяют на требуемые и реально полученные. Это расхождение может порождать  ошибки в работе, аварии, но также — творческие находки, полезные для организации.

Построение функциональной модели действий субъекта по выполнению каждой задачи (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане). Соотнесение важных, часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.

Выдвижение гипотез о предполагаемых  ПВК, требуемом уровне их развития (высокий, средний или низкий) и степени  легкости или трудности  этого развития для  рядового  человека.

Составление психограммы  часто затруднено тем, в профессиональной деятельности  встречаются задачи, способы выполнения которых нельзя понять через  расчленение на последовательно выполняющиеся действия и адекватные им психические функции, то есть задачи могут  требовать одновременного оперативного осуществления  и познавательных и двигательных действий и контроля каких-то их компонентов и мыслительных процессов. Поэтому предлагаемая технология позволяет  получить лишь предварительную характеристику ПВК. Но   даже такие сведения оказываются полезными и для  клиентов, и для психологов-профконсультантов. Профессиограмма обычно составляется в виде текстового описания. Психограмма профессионала может быть  представлена в форме текста, либо в  табличной форме, или в форме «аналитического графика».

Подходы к выявлению ПВК:

1) описание проф поведения (трудовая ситуация, стимулы и реакция на них работника).

2) Экспериментальное выявление проф способностей при сравнении групп профессионалов разного уровня успешности (перечень способностей, ПВК – статистика).

3) Выделение хар-к трудов задач, действий и их психологич интерпретация.