15. Психологическое изучение профессиональной деятельности: целевая направленность, методы исследования.

 

 

Психологическое профессиоведение (психология профессий) — направление психологии труда, в котором разрабатываются теоретико-методологические подходы, принципы и  технологии, методы изучения конкретных  профессий, а также проводятся исследования по их классификации. Какая бы ни стояла цель у психолога труда, (научная или практическая),    программа ее реализации включает обязательный этап работы —  сбор  сведений о конкретных видах труда профессионалов, с которыми предстоит иметь дело психологу.

Психограмма – характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.

Психограмма для профотбора – требования, определяющие необходимые и некомпенсируемые свойства и требования желательные, но не обязательные. Психограмма для профориентации – для широкого круга читателей; для мастеров и педагогов.

Профессиография – описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.

Профессиограммы для рационализации процесса подготовки специалистов – должна содержать те качества, которые поддаются значительному улучшению в процессе упражнения.

В самом  общем виде профессиограмма должна содержать следующую информацию: 1. Название работы (и её синонимы); отрасль  хозяйства, где встречается данная профессия. 2. Краткое описание работы в целом (резюме), включающее 4 пункта:

а) Что делает работник? (Какие  результаты должен получить? С помощью каких действий? Каковы требования к  продукту, или результату его действий и процессу их осуществления?),

б) Как выполняется работа? (Какие используются технологии и орудия труда, в каких условиях протекает работа?),

в) Почему делает? (Как связана данная работа с другими  видами работ, с другими продуктами? В чем назначение, смысл, миссия работника?),

г) Какие требования предъявляет работа к  субъекту труда?

 

Принципы профессиографирования:

1.Поэтапность. Этапы профессиографирования:

-        информационный – собираются и описываются знания о субъекте и объекте труда;

-        аналитический – осознание информационных данных, их дифференциация и структурирование;

-        синтетический – строиться гипотеза исследования конкретной ситуации трудовой деятельности и осуществляется выделение субъектно-объектных взаимосвязей;

-        экспериментальный – планирование эксперимента на основе данных, полученных на трех предыдущих этапах;

-        результирующий – анализ экспериментальных данных, сопоставление их с гипотезой исследования, оценка результатов эксперимента, построение прогноза преобразования конкретной ситуации.

2.Целенаправленность – программа исследования должна строиться в зависимости от целей изучения и конкретных практических задач, специфики труда и условий его изучения.

3.Селективность – исследовать именно ту зону труда, в которой наиболее ярко выражена основная специфика субъектно-объектных взаимосвязей данной профессиональной деятельности.

4.Структурированность – реализация поуровневого исследования системного объекта.

5.Многоуровневость – трудовая деятельность является полимодальным объектом: необходимо исследовать не только субъектно-объектные связи, но и субъектно-субъектные, и объектно-объектные связи.

6.Иерархичность – наличие динамики преобразования субъектно-субъектных и субъектно-объектных взаимосвязей в процессе формирования человека как субъекта труда.

 

Методы профессиографирования:

- анализ документации;

- метод опроса;

- наблюдение;

- самонаблюдение и самоотчет;

- экспериментальный метод – используется для проверки готовой психограммы или для составления новой.

- личностные методы – Айзенк, Кэттел, метод независимых характеристик Платонова.

- алгоритмический метод;

- трудовой метод;

- коллективная дискуссия;

- личностный;

- структурный метод – деятельность человека представляется на уровнях:

1)      оперативном – структурная взаимосвязь решаемых задач

2)      решения одной задачи – в виде отражения взаимосвязанных алгоритмов

3)      алгоритма – отражение взаимосвязанных блоков операций

4)      блока операций

5)      операций – в виде отражения взаимосвязей ее компонентов.

- системный анализ

 

Шадриков (1979)  выделил  7  уровней возможного анализа профессий:

-       Генетический подход: рассмотрение профессии в её возникновении и  развитии; исследование  становление функциональной системы деятельности в ходе профессионализации личности.

-       Личностно-мотивационный анализ деятельности: выявление и изучение потребностей и мотивов личности, которые могут быть реализованы в  данной профессии.

-       Компонентно-целевой анализ: исследование компонентного состава задач в деятельности; исследование действий как процессов; исследование результатов действий, нормативных образцов, рекордов и ошибок.

-       Информационный анализ: согласно общей схеме Б.Ф. Ломова /1966/ исследуется модальность и алфавит сигналов, несущих информацию в труде; измеряется количество информации; исследуются  особенности процессов восприятия и переработки информации.

-       Структурно-функциональный анализ: устанавливается структура деятельности, т. е. её связи между компонентами; значимость и «вес» этих компонентов и связей; организация деятельности во времени; сложность компонентов-задач и трудность, или легкость их усвоения; требования деятельности к способностям, качествам субъекта для успешного выполнения каждого ее компонента.

-       Индивидуально-психологический анализ: исследование индивидуальных стилей деятельности;Психофизиологический анализ: исследование функциональных состояний, типичных для трудовой деятельности, активационных  ресурсов работников в их динамике.   

 

 

 

 

 

 

 

  1. 1.    Опросные методы.

-Беседа. позволяет проникнуть во внутренний мир профессионала, получить сведения о профессиональном опыте, эмоциональных предпочтениях, трудностях самовосприятия.

-Опросный лист Липмана. позволяет выявлять внутрипрофессиональные различия для сложных видов труда.

  1. 2.    Метод экспертных оценок.  Составляют ряд ПВК (из 30 пунктов), на карточках пишут названия ПВК. Экспертам предлагают упорядочить ПВК по степени важности для данной профессии. Затем подсчитывают средние ранги значимости каждого ПВК по группе экспертов и получают, таким образом, итоговую информацию. При использовании экспертной оценки важно подобрать группу компетентных экспертов-профессионалов, специально их подготовить к экспертной процедуре. 

Опросно-экспертные методы в психологическом изучении профессий имеют некоторые ограничения:

1)     опросники, типа липмановского (или другие перечни ПВК), претендуют на составление относительно полного набора психических индивидуально-личностных качеств, типовых профессиональных умений (например, читать чертеж). Но если иметь в виду огромное разнообразие мира профессий (порядка нескольких тысяч),  велика вероятность, что в изучении новой профессии с помощью только опросника (или перечня ПВК на карточках) можно пройти мимо ПВК, которые окажутся за их пределами. И увеличивать в этом направлении состав пунктов опросника тоже нельзя, так как он будет слишком громоздким в использовании;

2)  при заполнении опросника эксперт-профессионал, отвечая на каждый вопрос, должен мысленно перебрать совокупность выполняемых им задач. Эта работа может быть в достаточной мере эффективной, если разнообразие профессиональных задач не слишком велико. Но используют где-то 20 задач, хотя их объем м.б. гораздо выше — более 300 типовых задач;

3)  профессионалы в роли экспертов более точно и надежно выявляют в своей деятельности сами выполняемые задачи и их объективные характеристики, но затрудняются судить о том, каких психических функций требуют эти задачи. обычно в сознании фиксируются те стороны реальности, которые связаны с целевыми установками. Рефлексия по поводу внутренних способов выполнения профессиональных действий — скорее редкость, чем правило.

  1. 3.    Метод анализа технической документации. использование специальной технической литературы как источника информации о профессиональных задачах, о применяемых материалах, технологиях, орудиях труда, о нормативных требованиях к результатутруда (продукт, услуга, процесс), о видах ответственности.

4.  Наблюдение. можно получить сведения об обстановке, условиях работы, используемом оборудовании, о процессах и продуктах труда, применяемых технологиях. Ограничения метода объективного наблюдения состоят в том, что психика другого человека не дана исследователю непосредственно, а поведенческие признаки могут многозначно отображать внутренний мир профессионала либо вообще никак не отражать. Поэтому полученные с помощью наблюдения данные требуют психологической интерпретации и в этом состоит самая большая сложность этого метода.

5. «Фотография рабочего дня». Суть ее состоит в получении информации о видах занятий, внешних формах действий работника, об их последовательности и временных затратах. Обычно предварительно составляют перечень разнообразных действий, интересующих исследователя, уточняют поведенческие признаки начала и конца каждого действия, подготавливают удобную форму для протоколирования. И наконец, начинается наблюдение психолога за поведением работника в течение всего рабочего дня на протяжении недели или 10 дней. Полученные данные статистически обрабатываются.

6. Алгоритмическое описание трудовой деятельности. Метод алгоритмического описания труда предназначен для выявления и описания вариантов выполнения трудовой задачи, связей между компонентами. Составленные схемы могут служить основой для замеров времени выполнения отдельных действий, для изучения содержания и функций по отношению к каждому действию. Другие названия метода — «операционно-структурное», «логико-вероятностное» описание деятельности.

7. Трудовой метод в изучении профессий. Трудовой метод, по замыслу его создателей, помогал понять своеобразие функционирования психики профессионала. И. Н. Шпильрейн (1930) предложил три пути изучения своеобразия психики профессионала:

1) исследование процесса формирования высших психических функций в обучении, изучение процесса «свертывания» действия или проявлений «автоматизации» навыков;

2)     исследование «естественной деавтоматизации» навыков, т. е. случаев временных обратимых нарушений, функционального распада навыков под влиянием профессионального утомления;

3)     исследование «искусственной дезавтоматизации» навыков по проявлениям их разрушения, например, при изменении эле ментов трудовой задачи.

8. Метод коллективной дискуссии. психолог приглашал группу квалифицированных специалистов и руководил обсуждением при высказывании мнений о требованиях профессии к работнику. При этом выбиралась некоторая схема обсуждения, в которой затрагивались разные стороны личности и индивидуальности.

9. Экспериментальный метод. Выделяют естественный, производственный, лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент разработал в свое время А. Ф. Лазурский, его суть состоит в том, что испытуемым предлагают для оценки их способностей, качеств, компетенции не новые для них, специально созданные тестовые задания, а привычные виды задач. С. М. Василейский  реализовал идею Лазурского и предложил метод естественного профессиографического эксперимента. Суть этого метода состояла в том, что группы хороших и плохих работников в рамках изучаемой профессии подвергались наблюдению при их обычной работе.

Эксперимент (точнее экспериментальное испытание — тестирование с помощью поведенческих заданий) использовался и как универсальный способ в поиске профессионально-важных качеств работников. Речь идет о выявлении ПВК профессионала на основе определения величины корреляционных связей между степенью успешности работников в труде и степенью развитости у них определенных психических функций, способностей.

 Производственный эксперимент состоит в сравнительном наблюдении психолога за деятельностью одних и тех же работников в разных условиях (например, при введении дополнительных перерывов на конвейере) или при использовании чем-то отличающихся орудий труда и т.д.

Специфика лабораторного эксперимента в профессиографии (и в целом в психологии труда по сравнению с общей психологией) отличается тем, что модель деятельности, заложенная в экспериментальном задании для испытуемого, должна быть адекватна (по особенностям протекания психических процессов) реальной изучаемой профессиональной ситуации. Выполнение этого требования позволяет распространить данные лабораторных эк-спериментов на реальную профессиональную деятельность.

10. Метод составления индивидуальной характеристики в профессиографии психолог проводит обследование большого количества работников изучаемой профессии и отмечает степень развития у них профессионально-важных психофизиологических качеств и приобретенных навыков. Обследование проводится с помощью психологических тестов, экспериментально-психологических психометрических процедур.

11. Метод критических инцидентов. психологи проводят опрос работников изучаемой профессии, просят их описать критическую ситуацию в работе и ее исход. Инцидентом может стать любая, поддающаяся наблюдению и анализу человеческая деятельность, позволяющая по особенностям ее осуществления сделать определенные выводы о работнике. Критическим инцидент становится в том случае, если цель деятельности четко представлена наблюдателю и определены последствия трудового поведения (успешные, неуспешные).

12. Психосемантические методы. Метод «клайк-анализа» построен на предварительном выделе-ии типичных профессиональных задач и получении оценок при убъективном шкалировании опытных профессионалов этих за-ач (оценки степени их важности, трудности, эмоционального отношения к ним). При получении такого рода сведений от груп-Пы опытных профессионалов могут быть выделены неслучайные, Типичные для профессии и определенного уровня мастерства, Структурные и содержательные, иерархически упорядоченные составляющие опыта, его «склеенные» комплексы — «клайки».

13. Метод качественного содержательного анализа текста (контент-анализ). Суть в подборе текстовых объектов для изучения. При составлении программы исследования определяют цель, предмет изучения, его возможные корреляты в форме семантических категорий. Устанавливается правило поиска и фиксации выбранных категорий в тексте, накапливается эмпирический материал, проводится статистическая обработка данных (частоты и содержания элементов текста по каждой категории).

14. Метод анализа биографий и автобиографий. Метод психобиографий показал свою эффективность в исследовании кризисов профессионального развития; биографический метод успешно применяется в индивидуальном психологическом консультировании. Полезный для психологов опыт накоплен в социологии, в частности в исследовании проблемы социализации личности и в целом в разработке метода так называемого «нарративного интервью».