13. Сознание, самосознание, опыт субъекта труда. Психологические признаки сознания субъекта труда, способы изучения, задачи  диагностики, цели формирования.

 

Субъект – носитель активности во взаимодействии с объектом, действует осознанно, руководствуясь образом требуемого результата (замыслом). Изучение человека как субъекта труда  предполагает исследование тех его сторон, свойств, процессов, к-рые важны для труда или являются его следствием, сформированы трудом. 

Образы самосознания человека – необх усл целесообразной регуляции, саморегуляции трудовой д-ти и взаимодействия с окружающим. Взаимодействие определяется тем, как чел-к понимает свое место среди людей, за кого себя принимает. То, что для чела является «окружающим», зависит от того как он категоризирует, видит окружение. В рез-те разные люди живут в разн мирах. Пример: биолога волнуют процессы в почве, математик – в мире чисел, художник видит едва различимые оттенки цвета. Развитое самосознание – одно из усл-й формирования оптимального индивидуального стиля в решении трудовых задач, связанного с максим использованием человеком своих сильных сторон и компенсацией недостатков. Образы самосознания – одно из необх усл нахождения человеком наиболее подходящего для него места в профессиональной общности, усл построение професс планов при выборе профес-и. Развитое професс-е самосоз-е – важн критерий подготовленности специалиста. Опыт субъекта труда: составляющая профпригодности, представлена в профессионально-квалификационных характеристиках, где дается ориентировка в том, что должен знать и уметь специалист.

Психологические признаки сознания субъекта труда:

  1. 1.    Осознания социальной ценности продукта труда (способность мысленно предвосхищать социально ценный результат работы, в идеале – придумывать лучший результат, включая и такой, как развитие). 3 компонента признака: а) знание о продукте деятельности; б) осознание его социальной ценности; в) аффективный тон соответствующих знаний, представлений, образов
  2. 2.    Осознание обязательного, социально-нормативного характера труда (сознание обязательности достигать заданный результат деятельности и соответствующая способность волевого самоконтроля (в идеале самосовершенствования)). Структура: а) сознание ответственности, связанное с наличием у человека необходимых волевых качеств, обеспечивающих преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к цели (когнитивный компонент); б) эмоциональные переживания (реакции, состояния, отношения) по поводу нормальности хода дел, возникающих помех, отклонений от цели. Человека волнуют факты совпадения или рассогласования процесса деятельности с ее мысленным планом (аффективный компонент).
  3. 3.    Осознание и владение орудиями труда (владение (оперирование) внешними и внутренними средствами работы (в идеале – способность их создавать, совершенствовать). 3 компонента: а) знание о внешних и внутренних средствах (орудиях) д-ти, их множестве и ограничениях; б) собственно владение ср-вами д-ти, умелость; в) положительное эмоц. отношение к ср-вам труда и их применению, состояние подъема чувств при этом.
  4. 4.    Осознание межлюдских производственных отношений и своего места в них (осознание связей, зависимостей («живых» и овеществленных) между производителями и потребителями результатов деятельности ( в идеале – построение более совершенных связей, зависимостей)) Компоненты: а) осведомленность, знание о соответствующих межлюдских связях (кто организовал мне условия работы, кто вложил труд в используемые материалы, кому нужны мои результаты и т. п.); б) эмоциональное сопровождение указанного знания.

 

Люди не рождаются субъектами труда и автоматически ими не становятся, необходимы усилия со стороны общества в плане трудового, нравственного и гражданского воспитания молодого поколения. Необходимо иметь некий идеал, образец человека-труженика, желательный для общества.

Каждая единица сознания имеет два компонента: познавательный (когнитивный) и аффективный (эмоциональный). Кроме того, важно не только знать средства, орудия труда и понимать принцип их использования, но и владеть ими. Поэтому для третьего признака труда необходимо оценивать также операционалъный компонент, отражающий уровень владения субъектом средствами деятельности.

Эти признаки труда можно использовать в качестве программы для экспертной оценки уровня сформированности человека как субъекта труда. «Индивидуальная психологическая структура труда» - своеобразное, характеризующее данного человека в данное время сочетание уровней выраженности рассмотренных 4х психологических признаков труда.

Методика экспертной оценки каждого из признаков сознания субъекта труда, разработанная Е.А. Климовым. В методике используются пятибалльные шкалы. Ее применение требует предварительного изучения конкретных видов трудовой деятельности, которую выполняет человек, являющийся объектом оценки. Это должно помочь выделить и операционализировать оценку компонентов признаков труда у разных работников. методика «Дифференцированная оценка структуры труда», успешно использовалась в совершенствовании индивидуальной программы профессиональной доподготовки учителей английского языка (Котрикова, 1995), в изучении психологической структуры труда рабочих при введении организационных изменений — новых условий контроля качества продукции; в исследовании начального этапа онтогенеза человека как субъекта труда.