Орудия (средства) труда, их классификация. Психологические  аспекты  проектирования, совершенствования, использования и оценки

 

Средство труда - любая реальность, дающая возможность человеку взаимодействовать с предметом труда сообразно его цели. Пример: педагог, ср-во - интонация речи.

 

Средства труда бывают: объективные и субъективные, вещественные и функциональные (некоторые упорядоченные процессы, явления поведения или внутреннего мира, собственно психики), функциональные средства бывают внешними (по отношению к субъекту труда) и внутренними (схемы принятия решений, мысленные образцы, эталоны).

 

Вещественные средства  труда

1. Средства познания (приема, получения, "добычи", обработки информации).

1) Приборы, машины, дающие изображение (бинокль, микроскоп, телевизионная система).

2) Приборы, машины, дающие условный знак, символ, сигнал (вольтметр, термометр,

мнемоническая схема на сигнальном табло диспетчерского пульта управления).

3) Приборы, машины, обрабатывающие информацию (счетчики, электронные

вычислительные машины).

 

2. Средства воздействия на предметную ситуацию.

1) Применяемые в социальных системах (система СМИ, специально построенная информация, обращенная к людям, мегафон, сирена, группы специально подготовленных людей - боевые подразделения в работе военачальника, специализированные группы, подчиненные руководителю любого рода).

2) Применяемые в природных, технических системах

ручные (молоток, топор);

механизированные (пневматический молоток, электродрель);

машины с ручным управлением (экскаватор, подъемный кран, бульдозер);

автоматизированные и автоматические системы, аппараты для осуществления длительных, непрерывных процессов (ткацкий станок, дрожжерастительный аппарат, робото-технологический комплекс).

 

Внешние функциональные средства труда

1. Выразительные средства поведения и речи человека как субъекта труда (работа руководителя, педагога, актера, диктора – интонации речи, позы, жесты, выражение лица).

2. Организм человека как субъекта труда, его некоторые системы, органы (например, в работе педагога-тренера, артиста балета, акробата)

 

Внутренние функциональные средства труда

1. Невербальные (мысленные эталоны, образцы вещественных результатов или их отдельных признаков, наглядные мысленные схемы-планы трудовых процессов).

2. Вербальные (удерживаемые в памяти правила, профессиональные "заповеди", последовательности самоинструкций).

 

Проектирование профессиональной предметной среды включает проектирование: рабочего пространства (объемно-планировочное решение), рабочих мест, оборудования, рабочих инструментов, спецснаряжения, рабочей одежды.

Совершенствование уже существующих технических средств и условий труда с целью их приспособления к человеку.

Важны понимание, умение и отношение к использованию орудий. Как пользоваться орудиями и распоряжаться ими, и позитивное отношение.

Инженерно-психологическая оценка: оцениваются параметры, характеристики и результаты всех элементов системы. ОЦЕНКИ — заключительный этап проектирования; На отдельном этапе — своя оценка. Утверждение выбранного варианта на основе оценки - условия, при которых возможен переход на другую стадию. Оценка алгоритма