Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли научного знания, предмет и задачи, связи п

Ψ труда изучает психологические аспекты формирования и развития человека как субъекта труда и пути оптимизации его функционириования.


Общие теоретические подходы, технологии и методы решения проблем указанных ниже рассматриваются в психологии труда. Психология труда оказывается в роли связующей дисциплины, науки, разраба­тывающей общие теоретические подходы, методы исследования и практические технологии. 

1)   психологическое профессиоведение (принципы, методы психологического изучения отдельных профессий; классифика­ция профессий);

2)  развитие человека как субъекта труда (формирование тру­доспособности, трудовое воспитание, функциональное развитие субъекта труда, психология в обучении и переобучении, оценка компетентности, психология профессионального развития личности, кризисы и конфликты);

3)  дифференциальная психология труда (проблемы прогно­зирования и оценки профпригодности, формирование эффектив­ного индивидуального стиля деятельности, психология профот­бора, аттестации и карьерного консультирования);

4)  психология в проектировании, оценке и рационализации
труда и его компонентов, управление качеством продукции
;

5) психология работоспособности человека, оптимизацию
функциональных состояний
(преодоление профессионального
стресса, монотонии, адаптация и дезадаптация в труде и пр.);

6) психология в профилактике травматизма и аварийности;

7)  психология трудовой мотивации;

8)  психология группового субъекта труда.

 


Инженерная Ψ изучает объективные закономерности процессов взаимодействия человека и техники для использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы «Человек-машина». Деятельность человека и функционирование машины рассматривается во взаимосвязи. Главные задачи: исследование процессов приема, переработки и хранения информации человеком в деятельности программирования, управления и контроля за работой технических устройств, выявления психологических факторов надежности и эффективности систем «человек-машина».

 

Эргономика – научная и проектировочная дисциплина, сформировавшаяся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии, ряда технических наук, исследования которой подчинены задачам проектирования и ориентированы главным образом на преобразовательно-проектное действие, а не на познание. Основной объект исследования эргономики – система «человек-машина».

  • Микроэргономика. Ориентирована на изучение и проектирование интерфейсов «человек – другой компонент рабочей системы» (напр., «человек – программное обеспечение»).
  • Макроэргономика. Ориентирована на изучение и проектирование рабочей системы в целом. 

 

Связи психологии труда (ПТ) с другими непсихологическими науками. Климов выделяет три категории степеней родства ПТ с другими непсихологическими науками:

1.Первая степень родства: философия (профессиональная этика и деонтология – учение о долге и должном), экономика труда, социология труда, физиология труда и медицина, профессиональная педагогика. Берутся понятия, методология, техники. 

2.Вторая степень родства: техника. Взаимодействие: ПТ должна учитывать прогресс, новинки, ноу-хау. ПТ участвует в гуманистической оптимизации этой новой техники

3.Третья степень родства: различные системы -  биологические,  технические, социальные, экономические, знаковые, художественные.Эти связи нужны для того, чтобы психолог мог свободно ориентироваться в многообразии профессий, а без этого нет, например, никакой нормальной профориентации.

Место психологии труда в системе психологических наук.

1)Общая Ψ – с-ма псих знания о чем-то общезначном. Научная теоретич основа для понимания конкретных явлений, характ-их субъекта труда и его активность на разных уровнях(от сенсорики до отношений личности). Взаимод общΨ и Ψтруда способств приближению псих наук к жизни.

2)Психофиз-я – в том же отношен, что и общая, только регуляторами и мех-ми активности субъекта здесь явл мозг механизмы.

3)Возрастная Ψ – проясняет вопросы о развитии человека как субъекта деят-ти. Ψтруда разраб для решения задач трудового обучения и воспитания детей системное представление о мире трудовой деят-ти, о «эталонах» личностных качеств, необх трудящемуся челу, что явл основой для разработки вопр воспитанияи обучения. Оценка компетентности, психология профессионального развития личности, кризисы и конфликты.

 4) Псих детей, аномальных на уровне анализаторов и моторики. Адаптация аномального ребенка к обществу = адаптация к труду. Уточняются представления о псих требованиях к челу, о проф пригодности.

5)ПатоΨ и клинич Ψ. Пограничн проблемы с Ψ труда: оценка трудоспособности людей с нарушенным здоровьем (душевным и телесным). Проблема соц-трудовой реабилитации инвалидов.