Основные требования к кабинету психологической службы

При отсутствии специальных кабинетов возможен многофункциональный кабинет, в котором размещены несколько зон.

·         Зона ожидания приема (справочная информация, книги, заполнение анкет);

·         Зона первичного приема (картотека данных, фонд психодиагностических методик, материалы для обследования). Может использоваться рабочая часть кабинета, где находится закрытый шкаф для хранения психодиагностических методик и результатов обследований, компьютер и соответствующая аппаратура, библиотечка психолога, психокоррекционные и дидактические материалы, рабочий стол, аудиоаппаратура, цветомузыкальное устройство, слайд – проекторы, аппараты для увлажнения и ионизации воздуха;

·         Зона игротерапии (ковер, передвижная мебель, перегородки, шторы, игрушки, вспомогательные материалы); Зона психологической разгрузки используется для проведения мероприятий по текущей профилактике и коррекции неблагоприятных функциональных состояний в форме тренинга, релаксации, психологической разгрузки, а также для индивидуального консультирования (кресла, светильники).

Общие размеры кабинета психолога 30 – 35 кв.м.

В оформлении кабинета используются аквариумы, которые имеют не только эстетическое, но и функциональное назначение – они служат увлажнителями воздуха.

Дизайн кабинета дополняется живыми цветами, растениями. Стены кабинета (две боковые и передняя) могут иметь верхний каркас, на котором располагается художественное оформление: фотообои, живописный холст, цветодинамические панно. Живописные картины, фотографии и репродукции пейзажей природы располагаются на фоне обоев или драпированной шторе. Оформление представляет собой единое целое.

Закругленный потолок и стены создают иллюзию расширенной перспективы, стереоскопического эффекта, что очень важно при ограниченных габаритах помещений – потолок и стены не должны давить и создавать угнетающего впечатления. Этим же задачам соответствует и оформление стен. На передней стене, несущей максимальную зрительную нагрузку, может быть изображена спокойная темно-голубая гладь озера с зарослями камышей на втором плане и склонившимися к воде ветвями ивы. Плавная закругленная линия перехода на боковые стены, которая постепенно сливается с негустой березовой рощей, углубляет стереоскопический эффект пространства. Светлые стволы берез также решают психологическую задачу: подчеркивают колорит сочной зелени листвы и травы, способствуют умиротворенности, ощущению пространства, создают светлое, приподнятое настроение. На изображениях не должно быть дорог, построек и других отвлекающих деталей, которые могут вызвать ненужные для поставленной цели ассоциации. Не должно быть, например, срубленных поваленных деревьев, которые вызывают отрицательные эмоции.

В световой гамме преобладают светлые, сочные зеленые тона, почти исключен фиолетовый цвет. Целенаправленно используется красный, оранжевый, желтый, т.е. те оттенки, которые способствуют возбуждению, повышению активности центральной нервной системы для мобилизации и включения в напряженный ритм работы в начале рабочего дня. Зеленая трава, кустарники исполнены с минимальным содержанием холодных тонов.

Стены освещаются группой светильников, установленных над шторой задней стены. Светильники снабжены специальными светофильтрами, обеспечивающими три типа освещения: утренне – вечерний, дневной и ночной свет.

Таким образом, выделим требования, которым должен соответствовать кабинет психолога:

1. Многофункциональность;

2. Центральное расположение; 3. Хорошая звукоизоляция;

4.Наличие вытяжки и кондиционеров для обеспечения свежим воздухом и температурного комфорта;

5. Достаточное количество посадочных мест;

6. Соответствующее освещение;

7. Эстетическое оформление;

8. Цветомузыкальные средства.

Многое зависит от психологических задач!

 

Задача № 3

Какие методы психологической диагностики Вы бы рекомендовали использовать для работы с клиентом, обратившимся в Психологическую консультацию? 

Ситуация.  Клиент – мужчина, ему 30 лет, имеет высшее образование (ITтехнологии). Не испытывает удовлетворения в работе, постоянно меняет места работы, нигде не задерживается больше года.

Ответ:

1. Беседа:

·         Установление контакта

·         Выявление запроса

·         Корректировка запроса клиента

·         Постановка предварительной гипотезы

Возможные гипотезы могут быть связаны с:

1. Трудовым стрессом

2. Профессиональной мотивацией

3. Неудовлетворенностью трудом

4. Наличие личностных интересов и ценностей, которые не реализуются в трудовой деятельности

2. После выявления запроса клиента и постановки предварительной гипотезы, необходимо провести психологическую диагностику с целью выявления следующих тенденций:

·         Степень удовлетворенности трудом: опросник по диагностике личностной и групповой удовлетворенности работой / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М

·         Наличие трудового стресса:

1.      ОПРОСНИК ТРУДОВОГО СТРЕССА JSS - JOBSTRESSSURVEY, Spielberger, 1989 русскоязычная версия А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской, 2000

2.      ОПРОСНИК для оценки уровня переживаний острого и хронического стресса (Леонова А. Б., 2001, 2004)

3.      ОПРОСНИК ДОРС «Дифференциированная оценка состояний сниженной работоспособности» («утомление - монотония - пресыщение – стресс», Леонова и Величковская, 2002)

·         Субъективно важные характеристики деятельности: АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ СУБЪЕКТИВНО ВАЖНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ JOB DIAGNOSTIC SURVEY (JDS, cокращенная версия, K.-H. Schmidt and U. Kleinbeck, 1999, адаптация- Леонова А.Б.,2001)

·         Профессиональная мотивация:

1. ОПРОСНИК ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МОТИВОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ Т.Н. Францева

2. Методика изучения мотивации профессиональной деятельности Замфир

·         Личностные ценности: Методика ценностных ориентаций Рокича

3. После анализа результатов проведенных методик и сопоставив их с беседой, можно сделать выводы о:

·         Наличии \ отсутствии трудового стресса

·         Об удовлетворенности \ неудовлетворенности работой

·         О важных характеристиках трудовой деятельности

·         О профессиональной мотивации клиента

·         Об интересах и ценностях

 

По итогам результатов проведенных гипотез подтверждается либо опровергается поставленная гипотеза, полученные результаты в обобщенном виде представляются и обсуждаются с клиентом, формируются возможные способы решения проблемы и рекомендации.